новости Екатеринбурга > Развлечения > Изящен, как цветок… чугун

Изящен, как цветок… чугун


10-09-2011, 13:15. Разместил:

Многофигурное диво предъявлено публике в Музее изобразительных искусств на вернисаже «Абрис нежный. Стиль модерн в уральском художественном литье».

Расцвели чугунные ирисы и тюльпаны. Расселись по чугунным изогнутым ветвям чугунные диковинные птицы. Чугунные «нежные девы и юные жёны» укрощают чугунных же ядовитых змей, принимают томные позы и даже курят. Здесь всё из чугуна. Всё создано художниками и мастерами Каслинского и Кусинского заводов. И все 80 экспонатов — из фондов нашего музея. Кроме одного. Уникальный альбом «Растения и применение в орнаментах», изданный под редакцией Эжена ГРАССЕ в Париже в 1899 году, представлен на выставку из частного собрания.

Это своего рода учебное пособие для художников, избравших стиль модерн, где главенствуют «природные» линии. Издан альбом в виде отдельных листов, помещённых в большую картонную папку-обложку, и его можно рассмотреть изнутри и снаружи (в витрине). Отдельные листы, развешенные по музейным стенам, позволяют, любуясь чугунными шедеврами, находить изображения их растительных прототипов. Для модерна нет сорняков или бросовых растений. Вот свёкла с пышной ботвой, на другом листе — лук-порей, на третьем — одуванчик. И, конечно же, роза, мальва, жимолость, ирис…

Каждый поданный царства Флоры прекрасен по-своему. А сама богиня, как и полагается божественной, — на пьедестале в центре зала. По воле художника Майлза ДИЛЛАНА и мастеров-каслинцев ей суждено было стать в 1904 году чугунным канделябром. Ирисы, окружившие её, как рыцари прекрасную даму, на самом деле — подсвечники. Это тоже один из принципов модерна: искусство проникает в бытовые вещи. Декоративных безделушек совсем немного. Сплошь пепельницы, пресс-папье, рамки, шкатулки, чернильные приборы, кронштейны, вазы… Стройная дева в древнеегипетском головном уборе храбро держит «за горло» длиннющую змею, явно агрессивно настроенную. Возможно, Клеопатра и «навеяла» сюжет Леониду ШЕРВУДУ и Евгению БАУМГАРТЕНУ, но изделие каслинцев 1902 года называется прозаично: «Подставка для вазы».

Лаконичность деталей, текучесть линий, — и «вырастает» на чугунной основе, словно экзотическое растение, дама, курящая пахитоску. Для светских львиц в 1910 году понятия «здоровый образ жизни» не существовало. Курить считалось «бонтонно» (сейчас сказали бы «гламурно»). Однако красавица с пагубной привычкой — не для того, чтобы стряхивать пепел. Она украшает предмет, существование которого нынче не укладывается в наш быт, — лоточек для карандашей и перьев.

Самый молодой экспонат выставки датирован 1947 годом, что удивительно: ведь в СССР «секса не было». Тем не менее на этом подносе губы юноши пылко слились с девичьими устами. Чугунный поцелуй, как объяснила нам куратор выставки Ксения ГИЛЁВА, был отлит каслинцами со старой французской формы Premier amour («Первая любовь»). Уральские мастера поддерживали профессионализм вне зависимости от государственного «целомудрия».

 


Вернуться назад