Десятый вернисаж: к нам Лебедев из Петербурга » новости Екатеринбурга и УрФО

Десятый вернисаж: к нам Лебедев из Петербурга

17-08-2013, 08:00
Десятый вернисаж: к нам Лебедев из Петербурга
Фото:

Первый в России государственный музей изобразительного искусства Русский музей (ГРМ, Санкт-Петербург) за свою 115-летнюю историю провёл не десяток, а десятки сотен вернисажей. Но тот, что состоялся 15 августа в екатеринбургском Музее изобразительных искусств (ЕМИИ, пер. Воеводина,5), — именно десятый, юбилейный, подаренный нашему городу к 290-летию одним из крупнейших музеев страны. Десять лет вместе — петербургский Государственный Русский музей и наш ЕМИИ. С августа 2003 года, когда мы отмечали 280-летие Екатеринбурга. Такого длительного и плодотворного, такого дружеского сотрудничества Русский музей, по признанию его сотрудников, не ведёт ни с одним другим музеем. Только с нашим.

Десятая выставка в подарок Екатеринбургу от Петербурга — «Владимир ЛЕБЕДЕВ. Графика из собрания Русского музея» — посвящена выдающемуся художнику Владимиру Васильевичу Лебедеву (1891—1967). Живописец, график, он был знаковой фигурой русского авангарда 1920-х годов. А ещё стал создателем новой отечественной книжной иллюстрации и плаката…


Наталия КОЗЫРЕВА рассказывает о художнике ЛЕБЕДЕВЕ первым экскурсантам. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

В зале Каслинского павильона Музея изобразительных искусств во время торжественной прелюдии к выставке говорили о творческой дружбе двух музеев с благодарностью к партнёру начальник управления культуры администрации Екатеринбурга Татьяна ЯРОШЕВСКАЯ, заведующая отделом рисунка и акварели ГРМ Наталия КОЗЫРЕВА, директор ЕМИИ Никита КОРЫТИН, заведующая кафедрой музееведения департамента искусстоведения и культурологии УрФУ Татьяна ТРОШИНА. Русский музей вот уже десять лет традиционно к Дню города представляет в нашем музее своё великолепное собрание отечественной графики. Самой первой была экспозиция рисунка и акварели из коллекции княгини ТЕНИШЕВОЙ, затем выставка «Художники путешествуют», позже мы увидели произведения художников семьи БЕНУА, из собрания БОТКИНЫХ, графику Михаила ВРУБЕЛЯ, Валентина СЕРОВА…

В прошлом праздничном августе на выставке «Шедевры русского рисунка 1920-х годов» екатеринбуржцы впервые увидели «живьём» несколько работ Владимира ЛЕБЕДЕВА. И вот 15 августа 2013 года, после воспоминаний и взаимных тёплых слов, петербурженка Наталия Козырева повела первую экскурсию по десятой выставке: «Владимир Лебедев. Графика из собрания Русского музея».

Большинство из нас знакомы с рисунками Лебедева по детским книгам Самуила МАРШАКА, Корнея ЧУКОВСКОГО, сказкам. Эти «картинки» к первым книжкам — замечательные, выразительные, разнообразные. Но не они — главные произведения художника, который сам о себе говорил: «Я художник 20-х годов…» Выставка и начинается этими самыми яркими, важными годами в его судьбе. В первом зале размещены работы, представленные на первой большой выставке художника в Ленинграде в 1928 году, лично отобранные в то время для экспозиции самим автором. Сначала кубизм, направление, которое художник, в отличие от многих коллег, осваивал в самом начале творческого пути — серия «Прачки» («Гладильщицы»). А затем он становится самодостаточным в своих поисках, не примыкает ни к каким направлениям, и возникают удивительные серии — «Панель революции», «НЭП», «Любовь шпаны». В виртуозно-точных рисунках художник осмысливал образы нового времени — с улицы, из толпы.

«Девушка в красной майке» (1933 г.) из серии «Девушки с букетом». Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.
О Лебедеве говорили: «Весёлый дар». Этот дар получил художник с печальной судьбой. В 1930-е годы ему заказали портреты ленинградских девушек, сдающих нормы ГТО. Он и написал акварелью эту румяную, щекастую, крепкую телом юность с букетами и лентами победителя. Четыре девушки с букетами не выставлялись сорок лет. Искусствоведам при власти было очевидно: эти цветущие девочки-спортсменки — дочки тех безликих матросов и их подруг («Панель революции»), тех разбитных парней и пухлощёких дамочек («Любовь шпаны»), и художник не скрывал своего иронического отношения к новым героиням 30-х. В «Правде» вышла разгромная статья, где мастера, в совершенстве владеющего карандашом и кистью, причислили к «художникам-пачкунам»… Владимир Васильевич Лебедев не изменил себе, но, по своему собственному признанию, «остался в 20-х». А девушек с букетами мы видим на десятой выставке Русского музея, которая пробудет с нами до 10 ноября.


К слову


В екатеринбургском Музее изобразительных искусств состоялось ещё одно значительное событие, приуроченное к Дню города. У подножия главного шедевра нашего музея — всемирно известного Каслинского павильона — было представлено новое подарочное издание-альбом, посвящённое одному из символов нашего города. Автор книги «Каслинский чугунный павильон: создание и возрождение» — бывший сотрудник ЕМИИ, участвовавший в реставрациях чугунного чуда, известный искусствовед Олег ГУБКИН.

erid: erid: