Чернокожий юнга российского флота » новости Екатеринбурга и УрФО

Чернокожий юнга российского флота

11-09-2013, 08:00
Чернокожий юнга российского флота
Фото:

Украинская национально-культурная автономия Екатеринбурга и Музей Свердловской киностудии организовали этот киновечер в популярном екатеринбургском киноклубе (ул. Белинского, 15) накануне кинопраздника. Напомню: День украинского кино отмечается ежегодно 10 сентября — в день рождения выдающегося режиссёра и писателя Александра ДОВЖЕНКО (1894—1956). Зрителям показали художественный фильм «Максимка» и рассказали историю его создания. Желающих посмотреть и послушать собралось немало.

Фильм снят по мотивам «Морских рассказов» Константина СТАНЮКОВИЧА на Киевской киностудии художественных фильмов в 1952 году. Студия тогда ещё не носила имя Александра Петровича Довженко. Это произойдёт позднее, в 1957 году. Известный русский писатель-маринист Константин Михайлович Станюкович (1843—1903) написал рассказ «Максимка» в 1896 году. «Морские рассказы» Станюковича, проникнутые высоким гуманизмом, глубоким знанием русского морского флота, пользовались интересом у многих поколений читателей. Сценарист Григорий КОЛТУНОВ, режиссёр-постановщик Владимир БРАУН, главный оператор Алексей МИШУРИН создали на основе этой замечательной прозы фильм, который и сегодня не потерял своих достоинств, не «потерялся» в истории кинематографии за многие годы.

…1864 год. Атлантический океан. Русский военный корвет «Богатырь» идёт к югу, удаляясь всё дальше и дальше от северных широт. Мы видим и рокочущий океан, и океанскую зыбь, и бескрайнее небо с палящим солнцем... Моряки спасают чернокожего мальчика лет 10-11, болтавшегося на мачте от затонувшего в океане корабля. «Арапчонка спасли!» — спасли в день святого угодника Максима, потому и назвали Максимкой. Оказывается, мальчик принадлежал капитану американского брига «Бетси», который мучил и нещадно бил своего «боя».

Съёмочная группа «Максимки» (1952 г.). Фото: Музей Свердловской киностудии.

Русские моряки с большой теплотой и заботой отнеслись к чернокожему мальчишке. Максимка подружился с бывалым матросом Лучкиным. Тот и нашёл для Максимки матросскую амуницию, скроил из куска парусины башмаки. Так Максимка стал юнгой российского флота. В своё время писатель Станюкович отмечал: «…русские матросы с замечательной терпимостью относятся к людям всех рас и исповеданий, с какими приходится им встречаться...»

В фильме сложился потрясающий актёрский коллектив. Посудите сами: в роли матроса Лучкина — Борис АНДРЕЕВ; боцмана Матвеича играет Николай КРЮЧКОВ. Снимались здесь и Марк БЕРНЕС, и совсем молодой Вячеслав ТИХОНОВ. А в роли Максимки зрителям полюбился Толя БОВЫКИН. В мои школьные годы фильм пользовался колоссальным успехом, и имя этого юного артиста было у всех на устах. Он был почти так же популярен, как позже знаменитый мальчик-певец Робертино ЛОРЕТТИ…

Режиссёр «Максимки» Владимир Александрович Браун (1896—1957) остался в истории советского кино прежде всего как маринист. Целый ряд его кинокартин связан с морской тематикой. А по «Морским рассказам» Станюковича он поставил ещё два фильма: до «Максимки» — «В дальнем плавании» (1945) и после — «Матрос Чижик» (1955), которые также памятны зрителям.

От редакции: Лев ЭГЛИТ — заведующий Музеем Свердловской киностудии.

erid: erid: