Лёгкий жанр набрал вес » новости Екатеринбурга и УрФО

Лёгкий жанр набрал вес

26-09-2013, 08:00
Лёгкий жанр набрал вес
Фото:

К такому выводу после трёхчасового обсуждения спектаклей «Юбилейной октавы» Свердловского академического Театра музыкальной комедии пришли участники круглого стола под названием «Невыносимая лёгкость бытия лёгкого жанра».

За «круглым», а на самом деле прямоугольным, огромным столом в Доме актёра (ул. 8 Марта, 8) vis-а-vis оказались известные критики и представители театров России, театроведы и практики театра. А также те, кто создаёт произведения для музыкальных театров: композиторы Максим ДУНАЕВСКИЙ и Александр ПАНТЫКИН, драматурги Константин РУБИНСКИЙ и Аркадий ЗАСТЫРЕЦ… Кстати, накануне вечером они вместе с другими создателями мюзиклов и оперетт выступили в главных ролях необычной театрализованной встречи-концерта «Автора! Автора!..», ставшего одним из событий «Октавы». И, конечно, самыми заинтересованными слушателями за круглым столом были первые лица нашего театра — его директор Михаил САФРОНОВ и его художественный руководитель, главный режиссёр Кирилл СТРЕЖНЕВ. 

Самыми важными «мероприятиями» в череде весёлых и серьёзных дней «Юбилейной октавы», посвящённой 80-летию Свердловской музкомедии, были спектакли последних сезонов. Их выбрал сам юбиляр и предъявил театральному сообществу. 24 сентября в итоговом разговоре за круглым столом «Невыносимая лёгкость бытия лёгкого жанра» в Доме актёра они послужили предметом творческой дискуссии, которая не ограничилась оценочным уровнем. Эти спектакли дали веский повод для обсуждения главного жанрового вопроса, сформулированного ещё ГОГОЛЕМ и вновь прозвучавшего в «Мёртвых душах» на сцене Театра музыкальной комедии во время «Октавы»: «Куда несёшься ты?..» Куда, как птица-тройка, движется сегодня этот «лёгкий жанр»?

Известный драматург Юрий ДИМИТРИН со страстью говорил о современных либретто. Фото: Екатерина ТИТОВА.

Модераторами встречи были: профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства Елена ТРЕТЬЯКОВА; председатель экспертной комиссии «Золотой Маски», екатеринбургский театральный критик российского масштаба Лариса БАРЫКИНА и её московский коллега Валерий СЕМЕНОВСКИЙ, которого наш город хорошо знает как драматурга по спектаклям Свердловской музкомедии «Беспечный гражданин», «Кошмарные сновидения в Херсонской губернии» и Театра драмы («Пышка»). Трое ведущих сразу задали разговору неюбилейный проблемный тон. Ведь ряд обсуждаемых спектаклей, например, те же «Мёртвые души», лауреат «Золотых Масок», свои комплименты уже получили. Важно было не в очередной раз похвалить, а понять, какую «платформу» для будущих поисков создал себе этот театр, признанный лидер лёгкого жанра. Кстати, сразу и уточнили, что это расхожее выражение всего лишь метафора, определяющая не жанр, но вид театра, который включает в себя разные жанры: оперетта, музыкальная комедия, мюзикл… О мюзиклах в основном и говорили, так как они сейчас наиболее успешны, с ними связана театральная перспектива.

Редкостную жанровую чистоту, прозрачность и гармоничность стиля явил собою, по мнению экспертов, мюзикл «Скрипач на крыше» с выдающейся слаженностью актёрского ансамбля, оркестра, сценографии и блестящей режиссуры. Новое проявление таланта Анатолия БРОДСКОГО увидели просвещённые зрители в роли Тевье. И… На этом единогласие в дискуссии завершилось. Последние премьеры театра столкнули мнения. Так, автор множества либретто, драматург-патриарх Юрий ДИМИТРИН поднял на примере мюзикла «Белая гвардия» тему сложности переноса, «перевода» классического произведения в этот пресловутый «лёгкий жанр». Однако, как подчеркнула Лариса Барыкина, весь ХХ век и век нынешний — время интерпретаций, и вопрос верности автору был бы снят при одном условии: классик написал в завещании, что ставить это произведение надо только так. К счастью, классики таких завещаний не писали, а «бережно» произведение можно только похоронить.

Елене ТРЕТЬЯКОВОЙ, Валерию СЕМЕНОВСКОМУ и Ларисе БАРЫКИНОЙ досталась одна роль на троих — модераторы. Фото: Екатерина ТИТОВА.

Столичные критики Сергей КОРОБКОВ и Александр ИНЯХИН по-разному «разглядывали» премьеру «Обыкновенное чудо». Чем же она стала — набором интермедий, где художник вытеснил режиссёра со сцены, или неким, невероятным даже для этой отважной сцены, новшеством? Ответ, наверное, впереди. Во всяком случае, те, кто видел «Чудо…» на июльской премьере и сейчас на «Октаве», отметили, что спектакль вырос и звучит всё более внятно, интересно.

Первая постановка в России — экспериментальная традиция нашего театра, как ни парадоксально соседство этих прилагательного и существительного. Но не останется ли первая единственной? Композитор Максим ДУНАЕВСКИЙ привёл в ответ на проблемный вопрос пример из личного опыта. После первой постановки «Алых парусов» в Свердловской музкомедии мюзикл был принят другими театрами. А до этого несколько лет партитура пролежала недвижимая в архиве уважаемого московского театра... Художественный руководитель СГАТМК Кирилл СТРЕЖНЕВ в «последнем слове» поблагодарил собеседников и за похвалу, и особенно за критику. И заверил, что Свердловская музкомедия не затевает свои эксперименты как самоцель. Театр ставит перед собой высокую планку художественной задачи, думая о зрителе, уважая его — каждый вечер, каждый день. Этого зрителя уже не надо убеждать, что «лёгкий жанр» в нашем театре, наращивая содержательность и не теряя обаяния, работает в другой «весовой категории».

erid: erid: