«Справка» о настоящей жизни » новости Екатеринбурга и УрФО

«Справка» о настоящей жизни

3-10-2013, 08:00
«Справка» о настоящей жизни
Фото:

Во вторник, 1 октября, в 24-й раз в Екатеринбурге начался Открытый фестиваль документального кино «Россия».

— По художественным фильмам сегодня невозможно понять, что, собственно, представляет собой современная жизнь России. В застеклённых от небес до земли высотках, в стандартно-солидных интерьерах снуют какие-то нереальные персонажи, все сплошь менеджеры, или полицейские, или те, кого полиция преследует… И так из картины в картину. Надеюсь, что самый авторитетный отечественный фестиваль документального кино «Россия» предоставит мне в итоге «справку» о настоящей жизни нашей страны. Поэтому я и согласился поработать в его жюри…

Председатель жюри «России» — кинорежиссёр Владимир МЕНЬШОВ. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.
Народный артист России, режиссёр и актёр, лауреат «Оскара» Владимир МЕНЬШОВ так прокомментировал свой фестивальный документальный «дебют» на встрече в пресс-центре ИТАР-ТАСС-Урал в день открытия. Он стал председателем жюри нынешней «России». Владимир Валентинович признался, что и не предполагал, сколько кинематографистов стремится стать участниками «России». В 2013 году около 300 фильмов были представлены в отборочную комиссию, а на фестивальный экран вышел каждый десятый из этого числа…

Неснятые фильмы

В жюри XXIV фестиваля под председательством Владимира Меньшова работают мэтры документального жанра: доктор искусствоведения, профессор МГУ, историк кино Лилиана МАЛЬКОВА (Москва); режиссёр и оператор, призёр отечественных и зарубежных кинофестивалей Александра СТРЕЛЯНАЯ (Санкт-Петербург); режиссёр и оператор, лауреат Государственной премии СССР Шухрат МАХМУДОВ (Ташкент) и один «человек со стороны». В роли такого судьи «вне жанра» в разные фестивальные времена выступали знаменитые спортсмены, писатели, театральные режиссёры. Например, хоккеист Валентин РАГУЛИН, драматург Николай КОЛЯДА… На сей раз в необычном для себя качестве предстаёт Владимир ШАХРИН, рок-музыкант, лидер екатеринбургской группы «Чайф». Несмотря на разницу в возрасте, опыте, месте жительства и профессии все члены жюри выразили на пресс-конференции общую и главную надежду: надежду на открытие таланта, на точную и честную «справку» на экране о настоящей жизни.

А потом по просьбе журналистов наши собеседники рассказали о… неснятом кино. Шухрат Махмудов задумал было сделать фильм о Великом князе Николае Константиновиче РОМАНОВЕ, который провёл в Ташкенте немало деятельного времени: возвёл дворец, основал библиотеку… Но этот фильм не снят. Владимир Меньшов сказал, что, как ни странно, не осталось ни одного кадра, запечатлевшего выход его фильма «Москва слезам не верит» в прокат: «А жаль. Очереди в кассы кинотеатров стояли километровые…» Владимир Шахрин хотел бы увидеть интересный фильм, подобный по содержательности проекту Леонида ПАРФЁНОВА и писателя Алексея ИВАНОВА «Хребет России». Лилиана Малькова вспомнила самый первый фестиваль в 1988 году, ещё не под именем «Россия», который вывел на экран фильмы-открытия и целое поколение талантливых документалистов. Надежда на талант вполне обоснованна и 25 лет спустя. Вряд ли сегодня покажут фильм такой степени накала и актуальности, как «Тайное голосование» Бориса КУСТОВА, которым открывался фестиваль-1988. Но кто-то снимет (а может, снял уже) совсем другой фильм, такой честный, каким и должен быть «документ».

День отца на фестивале

Первым фильмом конкурсной программы «России» утром 1 октября стал дебют выпускника Санкт-Петербургского университета кино и телевидения Айнура АСКАРОВА «Горький мёд» (киностудия «Башкортостан»). Он начал не только программу, но и тему дня — отцы и дети.

…Красный телефон прямо на сосне. В покинутой всеми далёкой деревне живёт только Анвар, потомственный бортник, отец семерых детей. Сюда звонят ему одному: «Папа, жди внуков!» Вместе с Анваром мы отправляемся на телеге со всеми бортническими инструментами за диким мёдом, далеко в лес, где бродит медведь, где за полезным лакомством надо лезть, как альпинисту, высоко на дерево. А внуки не приехали. Анвар сидит на лавочке, сложив руки на коленях. Может, и не полезет больше никто за этим мёдом на это дерево…

Другой далёкий край, где ненецкая писательница Анна НЕРКАГИ пытается создать отчий дом для своих приёмных детей. Она им и мать, и отец. Она — философ и творец этой «земли надежды», где воспитывает ребят в традициях своего народа и одновременно в православии. Это строгое трудовое воспитание. Слово «отца и матери» — непререкаемый закон. Самостоятельность пестуется, при этом внутренняя свобода подавляется. На душу человека, как на рога оленей, набрасывается «аркан» этой несвободы. В кадре мы видим чумазые лица — вполне довольные, и детские ножки, немытые с вечера, в постели после пробуждения. Анна Неркаги, безусловно, неординарный человек. Но её деяния и рассуждения в фильме вызывают сомнения: для детей ли она всё это делает? А может быть, кладёт их судьбы на алтарь своей дорогой для себя идеи, сочинённой так, как прежде она писала романы… Название фильма Екатерины ГОЛОВНИ (Москва) начинается с многоточия, им же и заканчивается — «…Неркаги…». Лента завершается кадром с пустым «городским» креслом над обрывом. Тот красный телефон, это белое кресло — разные символы одинакового родительского одиночества.

Фильм «Здравствуй, папа! Роман о Роллане» (Москва), помимо рассказа о судьбе известного режиссёра становится ещё и убедительным мастер-классом того важнейшего дела, которому и кинематографист, и любой человек учится (если хочет) всю жизнь. Это высочайший класс достоинства художника, верности своему таланту, бескомпромиссного профессионализма. Его выдерживает все годы творчества кинорежиссёр Роллан СЕРГИЕНКО, один из последних учеников Александра ДОВЖЕНКО. И снял этот фильм об отце сын — кинорежиссёр Алексей СЕРГИЕНКО.

Музы были без пальто

Вечером 1 октября большой зал мультиплекса «Салют» (ул. Толмачёва, 12) был опять переполнен. Заместитель главы администрации Екатеринбурга Михаил МАТВЕЕВ поздравил с открытием фестиваль, которым наш город гордится не меньше, чем проектами международного масштаба: чемпионатом мира-2018 по футболу, заявкой на проведение ЭКСПО-2020.

А директор фестиваля «Россия» Георгий НЕГАШЕВ в знак солидарности с публикой вышел на сцену… в пальто. Под аплодисменты. Гардероб «Салюта» на ремонте, но к финалу 5 октября его обещают открыть. Впрочем, отсутствие вешалок никого не расстроило и не сказалось на традиционно неформальной атмосфере торжества открытия, которое вели, как всегда в весёлом тонусе, заслуженная артистка РФ, актриса академического Театра драмы Ирина ЕРМОЛОВА и народный артист России, директор Екатеринбургского цирка Анатолий МАРЧЕВСКИЙ. Участников фестиваля приветствовали джазовыми композициями молодые музыканты — студенты Музыкального училища им. П. И. Чайковского. Выбежали на сцену и экзотические гости: шустрый миниатюрный лев, пчела, периодически гавкающая, словно собачка, трогательный послушный динозавр и широкоплечая «балерина». Дрессированные обезьянки выступили в смешном шоу в «меховых» костюмах. И только бронзовые богини творчества были в тот вечер в очень лёгких туниках.


По обычаю фестиваля «Россия» шесть призовых статуэток «Муза на Колесе Истории» передавали из рук в руки через весь зал на сцену. Постаменты у муз нынче новые — в виде аплодирующих ладоней. Кому повезёт взять богинь навсегда в свои руки, узнаем вечером 5 октября. А сейчас в Доме кино (ул. Луначарского, 137) нам продолжают предъявлять «справку» о настоящей жизни — документальные фильмы «России». Никому смотреть не возбраняется — вход свободный.

erid: erid: