Екатеринбург новости

Валюта: EUR 71,13 USD 63,95
» » » » Муромец строил Свердловск

Муромец строил Свердловск

По современным нормам правильнее назвать уроженца Мурома — муромлянин. Но свердловский архитектор, художник, скульптор Георгий ВАЛЁНКОВ (1893—1940) силой своего таланта сопоставим с мощью былинного богатыря Ильи Муромца. Потому и его уместно именовать согласно историческому самоназванию земляков — легендарным прозвищем Муромец. В 2013 году отмечается 120-летие зодчего Свердловска Георгия Павловича Валёнкова. Он создал в разных сферах искусства столько, что его творческого наследия хватит на долгосрочный выставочный проект.

В пятницу, 11 октября, Музей истории Екатеринбурга (ул. Карла Либкнехта, 26) начал цикл выставок, посвящённых выдающемуся архитектору. Директор МИЕ Ирина ЕВДОКИМОВА открывала первую экспозицию, стоя под портретом Тургенева работы Георгия Валёнкова. Неслучайное место. Она рассказала, каким разносторонним был талант зодчего, создававшего архитектурный облик Свердловска 1920—1930-х годов. Его непреходящей любовью была литература, прежде всего русская классика. И не только любовью читателя. Рядом с проектами зданий на музейных стенах — портреты писателей, живопись и рисунки на тему лермонтовской «Песни про купца Калашникова», в витринах и на полках — книги из его библиотеки…

Директор МИЕ Ирина ЕВДОКИМОВА открывает выставку «В мастерской зодчего». Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Книги из библиотеки Георгия Валёнкова приобрёл в своё время у вдовы архитектора Государственный Эрмитаж. Убедительное свидетельство ценности того, что читал и собирал просвещённый зодчий. Часть книг всё же удалось сохранить в семье. Они представлены на первой выставке нового проекта. Музейный хранитель Сергей СКРОБОВ рассказал собравшимся на открытии проекта, что эта выставка вместила едва ли 15% из того ценнейшего собрания, обладателем которого стал сейчас Музей истории Екатеринбурга. Творческое наследие архитектора Георгия ВАЛЁНКОВА сберегла его дочь, екатеринбурженка Светлана Георгиевна ВАЛЁНКОВА. Это она стала щедрым дарителем. Теперь выставка «В мастерской зодчего» расположилась в музейном Зале Почётных граждан.

Экспозиция, начавшая юбилейные мероприятия, посвящённые 120-летию Георгия Павловича Валёнкова, действительно состоит из эскизов, планов зданий, предметов искусства, хранившихся в мастерской архитектора. И не только в его мастерской. Учебные скульптуры — копии работ Донателло, Микеланджело — остались у Валёнкова от его учителя. Им был знаменитый скульптор Степан ЭРЬЗЯ, преподававший в Екатеринбургском художественно-промышленном училище (ныне Художественное училище им. И. Шадра). Долгое время полагали, что ничего не сохранилось из екатеринбургского периода Эрьзи 1910-х годов. Теперь наглядно представлено: сохранилось — благодаря ученику, работавшему в его мастерской и тоже ставшему знаменитым. Георгий Валёнков изваял и портретный барельеф учителя, который мы тоже видим в «мастерской зодчего».

Два автопортрета в разной технике — барельефный и живописный (авангардный) — открывают зрителям облик самого Георгия Павловича Валёнкова в молодые годы: красивый, мужественный, романтичный. Он родился в былинном городе Муроме, служил и работал в Екатеринбурге, потом в Свердловске. А учился в Петрограде, одновременно в двух учебных заведениях — в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1916—1917 гг.) и в Институте гражданских инженеров, который окончил в 1918 году с золотой медалью. Академическая учебная работа — обнажённый натурщик в полный рост — свидетельство художественного дара будущего архитектора. Свердловск обязан Георгию Валёнкову многим. По его проектам возведены здания Госстраха в Банковском переулке и Госбанка на улице Вайнера, 6-этажные жилые дома в стиле конструктивизма на проспекте Ленина 52—54. Он был проектантом реконструкции железнодорожного вокзала, создал эскизное решение памятника на Площади коммунаров, совсем иное, чем нынешний Вечный огонь. Его барельефы предполагалось использовать для Дворца Советов в Москве. Правда, сам дворец на месте взорванного Храма Христа Спасителя так и не был сооружён. А вот Свердловская филармония по сей день украшена лепным и скульптурным декором, собственноручно созданным Валёнковым. Все горожане с детства знают «дом с самолётиком» на углу улиц 8 Марта и Малышева. Проект Дома обороны не был осуществлён до конца, но это здание на 8 Марта, 17 с настоящим аэропланом на плоской крыше — идея и творение Георгия Павловича Валёнкова — с нами, в нашем городе…

Созданию первой экспозиции, представляющей наследие Георгия Валёнкова, предшествовало более 10 лет работы музейщиков. Земляки зодчего из Мурома собираются непременно побывать в Музее истории Екатеринбурга и прислали к открытию выставки приветствие. Следующий этап проекта будет связан с уникальной книгой Георгия Валёнкова. Секрет пока не разглашается, но в феврале, в дни памяти ПУШКИНА, мы его увидим.


Эскизы барельефов для оформления Дворца Советов (1935 г.). Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.