«Слоёный пирог» из красок Италии » новости Екатеринбурга и УрФО

«Слоёный пирог» из красок Италии

13-08-2011, 08:00
«Слоёный пирог» из красок Италии
Фото:

Здесь открылась экспозиция признанного мэтра пейзажной фотографии. Выставка проходит под эгидой управления культуры городской администрации в рамках Года Италии в России и Года России в Италии.

— Отличительная особенность стиля Франко ФОНТАНА в том, что он намеренно лишает кадра перспективы, — поясняет авторское видение специалист по связям с общественностью музея Нина БАЙКОВА. — Фототехника передаёт фактуру местности, но зритель практически не воспринимает пространственного объёма: изображение перед ним плоское.

Вот самая южная часть итальянского государства — Сицилия. Казалось бы, наполнение кадра мастеру диктует сама репутация острова, с которого по всему миру свои щупальца раскинула родившаяся здесь в XIII веке «M.A.F.I.A.»… Но в 35-миллиметровом объективе итальянца — пшенично-земляные линии. Вспаханная борозда, уходящая направо или, быть может, вверх. Созревшие колосья зерновых колышет лёгкий сухой ветер — присмотритесь к игре света и тени: безмятежность, безлюдность, покой… Сицилия ли это?

Франко Фонтана умело вуалирует географическую принадлежность «сюжетов», красота и живописность которых притягательны сами по себе. Верен он, пожалуй, лишь южной провинции Италии — Базиликате, раскинувшейся сочно-зелёными холмами и серо-коричневыми вершинами между Ионическим и Тирренским морями. Из более чем 40-летней творческой деятельности 20 лет — с 1975 по 1995 год — мэтр запечатлевал краски и оттенки этой уникальной местности.

— Представляется, что с течением времени стиль автора однообразен и не подвержен никаким переменам, — говорит Нина Байкова. — Тем не менее, сделав в 1970-е годы прорыв в мире чёрно-белой фотографии, итальянец развивается внутри своего, однажды найденного стиля, каждый раз находя всё новые колористические сочетания и оставаясь при этом абсолютно узнаваемым.

Впрочем, любителям и профессионалам Фонтана знаком ещё и как фотоживописец городских пейзажей. Параллели и перпендикуляры стен и окон, изгибы крыш и мощёных улиц — итальянец намеренно вытягивает из окружающей действительности только геометрию, сводя на нет социальные и политические мотивы. Форма и цвет даже на кадрах с обнажённой натурой — эта тема занимала творца в молодые и более зрелые годы.

«Моя задача — изъять из видимого многообразия наиболее важные элементы и сделать на них тот или иной акцент», — говорит о своём творческом методе сам фотограф.

Глядя на яркость итальянских земель — Риччоне, Эмилии, Апулии, невольно проникаешься сочной жизнерадостной атмосферой средиземноморской страны, постепенно очаровываясь пластичностью природы полуострова. Этой-то цели, уверена Нина Байкова, и добивается фотохудожник, сам вечно влюблённый в свою южную родину.

erid: erid: