Миссия: приворожить к кино » новости Екатеринбурга и УрФО

Миссия: приворожить к кино

16-11-2011, 08:00
Миссия: приворожить к кино
Фото:

На ноябрьской встрече в киноклубе «Белинка CINEMA» (ул. Белинского, 15), организованной библиотекой им. Белинского совместно с музеем Свердловской киностудии, отметили 103 года со дня рождения отечественного кино.

Возраст российского кино исчисляется с 15 октября 1908 года, когда на экраны вышел первый игровой фильм «Стенька Разин, или Понизовая вольница». В клубный вечер акцент был сделан на истории кино. Истории кино как науки. В своё время очень точно сказал о важности изучения истории знаменитый учёный-историк Василий КЛЮЧЕВСКИЙ: «…Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны определиться…» И в области кино мы не должны быть «случайностями».

В раннем русском дореволюционном кино при показе фильмов использовалась живая музыка (тапёры за фортепиано, исполнители на разных инструментах) и декламация (громкое чтение литературных текстов). Киновед Николай ИЗВОЛОВ вернулся к этой традиции при реконструкции старых фильмов в наше время. Так, в показанном на встрече фрагменте из игрового фильма «Борис Годунов» (столетний фильм 1911 года) — «Сцена в келье» — звучит пушкинский текст в исполнении артиста Александра НЕГРЕБЫ. В другом раннем фильме «Беззаконие» (по рассказу Антона ЧЕХОВА) Изволов использовал в фонограмме музыкальное сопровождение, которое исполнил всё тот же артист Негреба. Этот фильм интересен ещё и тем, что в нём в роли коллежского асессора Мигуева снимался актёр Санкт-Петербургского Александринского театра Кондратий ЯКОВЛЕВ. Эксперимент Изволова и Негребы получил поддержку и одобрение специалистов. На последнем фестивале архивного кино «Белые столбы» их «реставрационные работы» удостоены награды.

Гвоздём ноябрьской кинопрограммы в клубе «Белинка CINEMA» стал показ документального фильма «Киновек Сергея Комарова» (авторы сценария и режиссёры Марианна КИРЕЕВА и Марина ТРУШ, 2005). Фильм посвящён выдающемуся киноведу, историку кино, доктору искусствоведения, профессору Сергею КОМАРОВУ (1905—2002). Урождённый москвич, Сергей Васильевич вспоминал: «…Меня крестили в церкви Рождества Христова на углу улицы Воровского, там, где позже был Дом кино — получается, меня окрестили в кинематограф…» Учился в Государственном техникуме кинематографии у Льва КУЛЕШОВА. Знаменитый кинорежиссёр посоветовал молодому человеку с аналитическим складом ума заниматься наукой. Летом 1931-го, окончив искусствоведческое отделение МГУ, он вернулся в родную киношколу, получившую теперь статус высшего учебного заведения. Она стала ВГИКом, и Комаров пришёл сюда в новом качестве: он принялся за создание первой научной фильмотеки. Ведь фильмы — ключ к изучению истории кино. Этот труд историка кино Комарова высоко оценён — получил Gran Prix в Париже в 1937 году.

Сергей Васильевич Комаров преподавал во ВГИКе 70 лет, в созданной им фильмотеке собрано более тысячи фильмов. Без неё просто невозможна подготовка будущих кинематографистов. В документальном фильме директор Центрального музея кино Наум КЛЕЙМАН так говорит о творческой сути Сергея Комарова: «У него была особая миссия влюблять людей в кино, привораживать к кино, зачаровывать кинематографом…»

Лев ЭГЛИТ,

заведующий Музеем Свердловской киностудии.

На фото: портрет Сергея КОМАРОВА работы заслуженного художника РСФСР, профессора ВГИКа Сергея КАМАНИНА.

Фоторепродукция из книги «Жизнь длиною в век».

erid: erid: