Лаковая роспись начинается с «семечек» » новости Екатеринбурга и УрФО

Лаковая роспись начинается с «семечек»

29-10-2015, 08:00
Лаковая роспись начинается с «семечек»
Фото:

В центре традиционной народной культуры Среднего Урала (ул. Чапаева, 10) в пятницу, 23 октября, открылась выставка нижнетагильской лаковой росписи по металлу. Этот уникальный промысел стал визитной карточкой всего региона. Можно сказать, что экспозиция представляет собой своеобразный срез современного состояния уральской лаковой росписи, ведь на выставке представлено более 40 разножанровых работ.

Они выполнены не только в традиционной для этого промысла цветочной росписи. Среди выставочных экспонатов большое количество подносов с композиционными авторскими находками, а также копиями картин известных мастеров живописи, оригинальными пейзажами, натюрмортами и лубками. Как пример — «Пейзаж со снегирями» Людмилы МАЛЬЦЕВОЙ.

Специалисты уверены, что лаковая роспись по металлу появилась на Урале раньше, чем, например, знаменитая жостовская. Так, официально признано, что в Жостово переняли традицию рода ДЕМИДОВЫХ расписывать жестяные подносы, которая была распространена на Тагильском и Выйском заводах.

Уральская роспись покорила страну несколько столетий назад. На сегодняшний день, по мнению мастеров, собравшихся на церемонии открытия выставки «Чёрный квадрат и тагильская роза», главной задачей является не утратить легендарный промысел. Ведь завода в Нижнем Тагиле, который производил подносы с узнаваемой росписью, что называется, в промышленных масштабах, более не существует. Мастера разошлись по небольшим частным фирмам, работают на весьма скромных площадях. Количество производимых в таких условиях работ не только не удовлетворяет имеющийся спрос, но и значительно увеличивает время создания каждого изделия.

Галина БЕЛОВА и Татьяна КОСЬКИНА изучают технику работы нижнетагильских мастеров. Фото Ольга ДРУЖИНИНА.
Коллектив студии «Модница» обсуждает план будущих занятий по росписи. Фото Ольга ДРУЖИНИНА.

— В 2016 году нижнетагильская лаковая роспись по металлу отметит своё 270-летие, — рассказывает заведующая отделом выставочных проектов Центра традиционной народной культуры Среднего Урала Галина БЕЛОВА. — Выставка «Чёрный квадрат и тагильская роза» проводится в преддверии этого значимого для региона юбилейного события. На ней можно увидеть работы, выполненные в традиционной многослойной технике по чёрному фону, а также попробовать освоить легендарный двуцветный мазок, который делает изображение не только необычайно ярким, но и объёмным.

Примечательно, что на церемонии открытия экспозиции собралось множество мастеров, для которых словосочетание «нижнетагильская роспись» имеет особое значение.

«Пейзаж со снегирями» Людмилы МАЛЬЦЕВОЙ. Фото Ольга ДРУЖИНИНА.

— Я училась росписи у лучших мастеров Нижнего Тагила, — говорит во время просмотра выставочных работ Татьяна КОСЬКИНА. — Совершенствование в этом промысле — процесс нескончаемый, который для меня, например, длится уже 8 лет. Я начинала с совсем маленьких работ, их ещё называют «семечками». Кстати, кажущаяся простота традиционной нижнетагильской росписи — только видимость. Осваивать написание цветов и ягод приходится годами, но главным, как и в любом творчестве, здесь тоже является вдохновение.

Отрадно, что выставка уже вдохновила на творчество многих. Например, коллектив студии художественного прикладного творчества «Модница», который действует при Центре культуры ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА (б-р Культуры, 3). В этом клубе женщины разных возрастов овладевают основами живописи, росписи по различным материалам, вышивкой и вязанием.

— Студийцы уже начали разрабатывать план наших дальнейших занятий по росписи, — делится руководитель студии «Модница» Маргарита ВАЖЕНИНА. — Им очень хочется попробовать, научиться создавать такие же замечательные работы, настоящие шедевры.

erid: erid: