Этой «Ярмарки» краски » новости Екатеринбурга и УрФО

Этой «Ярмарки» краски

17-09-2011, 08:00
Этой «Ярмарки» краски
Фото:

В киноклубе «Белинка-синема» 10 сентября прошла очередная встреча, организованная Библиотекой им. Белинского и Музеем Свердловской киностудии. Ежегодно в эту дату отмечается День украинского кино и день рождения выдающегося кинорежиссёра Александра ДОВЖЕНКО (1894—1956). Во встрече у экрана деятельное участие приняла украинская национально-культурная автономия Екатеринбурга. А фильм для просмотра был выбран уникальный: первый украинский цветной художественный фильм «Сорочинская ярмарка».

Мы уже так привыкли к цвету в кино, что кажется, будто цвет на экране был всегда. На самом же деле ещё 70—80 лет назад цветные киноленты были в диковинку. Первый украинский цветной фильм снят на Киевской киностудии в 1939 году по произведению Николая ГОГОЛЯ «Сорочинская ярмарка». Её сценарист и режиссёр-постановщик — Николай ЭКК (1902—1976). Да, тот самый Экк — знаменитый кинорежиссёр-новатор, создатель первого советского звукового художественного фильма «Путёвка в жизнь» (1931).

Николай Владимирович Экк — первооткрыватель звука в нашем игровом кино. Но он же «открывал» в советском кинематографе и цвет. В 1935 году снял экспериментальный цветной фильм «Карнавал цветов». А в 1936 году поставил самый первый цветной фильм в СССР — «Груня Корнакова». Надо отметить, что Киевская киностудия во второй половине 1930-х годов занимала передовые позиции в новом деле освоения цвета в кино. Недаром в титрах «Сорочинской ярмарки» представлен руководитель цветной лаборатории студии, инженер Давид ЗОЛОТНИЦКИЙ. Снимали «Ярмарку» в красках операторы Николай КУЛЬЧИЦКИЙ и Григорий АЛЕКСАНДРОВ (однофамилец режиссёра «Весёлых ребят») — тоже пионеры съёмок звуковых и цветных фильмов в Украине. Кстати, они же работали и над следующим украинским цветным художественным фильмом, тоже «гоголевским», — «Майская ночь» (1941).

Цветная «Сорочинская ярмарка» передаёт на экране дух и колорит повести Гоголя. Фильму 72 года! Но он и сегодня способен порадовать зрителя положительными эмоциями, оптимизмом и… красками. Хороши в фильме малороссийские пейзажи: утренняя дымка над рекой, перистые облака в предгрозовом небе и это небо над Сорочинцами в погожий день — ясное, голубое. А как органичен самобытный народный юмор Сорочинской ярмарки! В фильме играет слаженный актёрский ансамбль: Валентина ИВАНОВА (Парася), Константин КОРОТКЕВИЧ (Грицько), Антон ДУНАЙСКИЙ (Солопий Черевик), Варвара ЧАЙКА (Хивря)…

Известный венгерский теоретик кино Бела БАЛАШ ещё в 1945 году очень точно определил в своей книге «Искусство кино» особую миссию цветной кинокартины. «Почему нарисованный закат часто выглядит пошло? Ведь в природе это явление никогда пошло не выглядит. Да потому, что движущееся явление предстало перед нами в картине в застывшем виде. Солнечный зайчик — не картина, а событие; солнце, опускаясь, прорезывает горизонт… затем лиловое сменяет золотистый пурпур во взволнованном непрерывном движении. Это — баллада красок, передать которую может только цветное кино…»

Лев ЭГЛИТ,

заведующий Музеем Свердловской киностудии.

На фото: цветную «Сорочинскую ярмарку» через десятки лет сохранила видеокассета.

Фото: из архива.

erid: erid: