Рисунка честное высказывание » новости Екатеринбурга и УрФО

Рисунка честное высказывание

21-08-2012, 08:00
Рисунка честное высказывание
Фото:

Традиционный петербургский вернисаж к Дню города Екатеринбурга состоялся в Музее изобразительных искусств (ЕГМИИ, пер. Воеводина, 5). Государственный Русский музей представил специально подготовленную выставку «Шедевры русского рисунка 1920-х годов» из своего собрания. Это уже 9-я графическая выставка Русского музея за годы сотрудничества двух музеев. И традиционно экспонаты сопровождала из «бурга» в «бург» заведующая отделом рисунка и акварели ГРМ Наталия КОЗЫРЕВА.

В день вернисажа, 17 августа, мы вместе вспоминали прошедшие выставки, организованные в ЕГМИИ этим отделом: из коллекции княгини ТЕНИШЕВОЙ, «Художники путешествуют», произведения художников семьи БЕНУА, из собрания БОТКИНЫХ, «именные» выставки. Так, в то же самое время, в августе год назад, в этих же залах мы видели графику Валентина СЕРОВА…

— Ни с каким другим музеем России у Русского музея нет такого тесного творческого сотрудничества. Екатеринбургский музей безупречен в принятии наших выставок, в обеспечении условий сохранности и показа столь хрупкого и тонкого художественного «организма», как рисунок. Рисунок — это самое честное высказывание художника. Здесь не спрячешься за фактурность мазка, за буйство цвета, здесь необходимо умение рисовать, — так начала экскурсию для «ВЕ» Наталия Козырева, наш гид в путешествии по русским рисункам из Русского музея…


Выставка «Шедевры русского рисунка» представляет все техники, школы и жанры рисунка. Рисовали всем, что было в те бедные годы под рукой. Карандашами — простыми и цветными, углём и сангиной, акварелью, пером и тушью, палочками, спичками и даже ламповой копотью. Керосиновые лампы, как известно, коптили, но и копоть у художника шла в дело — в рисунок, который и сегодня восхищает специалистов и зрителей. Так, заместитель директора ЕГМИИ по научной работе Зоя ТАЮРОВА и заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства Ольга ГОРНУНГ до прихода вернисажной публики с удовольствием разглядывали, пристально изучали портрет Анны АХМАТОВОЙ работы Николая ТЫРСЫ. Это чёрно-белый, но живописный рисунок, где почти нет линий, где полутона и тона, свет и тени рисуют образ. А ведь всего лишь ламповая копоть да чёрная акварель…

Ламповой копотью созданы рисунки Владимира ЛЕБЕДЕВА, персонажи которых размещены на афише выставки. Мягкий чёрный цвет на белом фоне передаёт не только пушистость шапочек и свитеров на девушках на катке, но и, как ни парадоксально, румяную бархатистость юных щёк, влажность растаявших на перчатках снежинок. Копотью и тушью нарисовал художник танцовщицу в белой пачке, обнажённую натурщицу — свою любимую модель: жену-балерину. Если можно рисунком признаться в любви, то он это сделал.

Мы попросили заведующую отделом рисунка и акварели Русского музея Наталию КОЗЫРЕВУ показать нам работы, которые никогда не бывали в нашем музее, да и в родном Питере редко выставлялись. Она остановилась у натюрморта с графином и кофейником, пейзажа с «покачнувшимися» домами и рисунка, где погонщик несётся наперегонки с волами. «Это один из самых талантливых молодых художников своего времени — Александр ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ. Рисунки созданы им в 1919 году, ему было всего двадцать лет, а годом позже он умер от тифа. По рисункам нетрудно догадаться, чьим учеником был Лаппо-Данилевский — любимым учеником…»

Действительно, «сферическая» перспектива, которую открыл создатель «науки видеть», безошибочно отсылает нас к учителю — Кузьме ПЕТРОВУ-ВОДКИНУ. На выставке представлены и его рисунки 1920-х: «Над обрывом», «Ленушка с медвежонком», «Мать художника», знаменитый «Автопортрет». Учитель и ученик, как в жизни, оказались на выставке рядом. Напротив работ Лаппо-Данилевского размещена акварель Петрова-Водкина «Наше жилище». Краски здесь, в отличие от других музейных экспонатов-акварелей, тусклы, словно выцвели на солнце. Оказывается, так и есть. Долгие годы «Наше жилище» украшало жилище друга автора — Михаила КОНАШЕВИЧА, отца художника Владимира КОНАШЕВИЧА, позже известного книжного графика. Соседями в экспозиции стали Георгий ВЕРЕЙСКИЙ и Борис КУСТОДИЕВ. Первый нарисовал портрет второго, а творчество портретируемого представлено рисунком «Молодая купчиха в клетчатом платке».

Пётр МИТУРИЧ и Михаил МАТЮШИН, Натан АЛЬТМАН и Всеволодов ВОИНОВ, Николай КУПРЕЯНОВ и Михаил СОКОЛОВ… Рисунки-шедевры в 20-е годы активно выставлялись, получали признание, их знали собратья по искусству и зрители. Петербургско-екатеринбургская выставка возвращает нам творчество искуснейших рисовальщиков, рассказывает о расцвете русского рисунка как самодостаточного вида изобразительного искусства. Экспозиция поведает не только о школах, техниках и жанрах — о драматичных судьбах создателей абсолютно не советских камерных произведений. Об «уходящей натуре» людей, природы, города, успевшей попасть в рисунки ещё живой, прекрасной, ещё счастливой.

Наталия Козырева называет этот расцвет русского рисунка «последней вспышкой индивидуализма». Совсем скоро рисунок — честное высказывание художника — станет не нужен. На смену разнообразной искренности «тихой графики» придёт громогласие социалистического реализма. Рисунок почти на полвека уйдёт с выставок в мастерские как подсобный рабочий и вернётся — в выставочные залы 70-х годов. Но это уже другая история. А эта зримая история в рисунках пробудет с нами до ноября.

erid: erid: