Первый папарацци » новости Екатеринбурга и УрФО

Первый папарацци

17-01-2013, 08:00
Первый папарацци
Фото:

Кроме этого неформального титула фотограф, кинооператор, кинопромышленник Александр ДРАНКОВ имеет реальный статус родоначальника отечественного кино. День рождения российского кинопроизводства связан с созданием первого игрового фильма (в киноателье А. Дранкова) — «Понизовая вольница» (премьера — 15 октября 1908 года). И фильму, и кинопроизводству в октябре наступившего 2013 года исполняется 105 лет. А вот даты жизни Александра Осиповича Дранкова связаны с январём: родился 18 января 1886 года в Феодосии, скончался 3 января 1949-го в эмиграции — в Сан-Франциско (США).

Свердловский областной государственный фильмофонд и Музей Свердловской киностудии отметили знаковые числа российского кинематографического календаря кинопоказом для зрителей. Документальный видеофильм «Король сенсаций», созданный режиссёром Игорем МОРОЗОВЫМ в 2008 году, посвящён жизни и творчеству Александра Осиповича Дранкова. Увидела публика и тот самый раритет — игровой фильм «Стенька Разин, или Понизовая вольница».

Рождение этого фильма было не совсем обычным. Один из первых русских кинорежиссёров Василий ГОНЧАРОВ написал пьесу «Понизовая вольница» с использованием двух натурных киноинтермедий и обратился за содействием к Александру Дранкову. А тот вместо двух сцен снял… восемь и выпустил их как отдельный фильм. В съёмках принимали участие более 100 человек. Была ещё использована и музыка известного композитора Михаила ИППОЛИТОВА-ИВАНОВА.

Эта фонтанирующая предприимчивость — характерная черта Дранкова. Он был наделён многими способностями. Так, на слух (!) изучил французский и английский языки, по слуху выучился игре на различных музыкальных инструментах. Обладал потрясающей коммуникабельностью. Великолепно танцевал. В молодости даже преподавал бальные танцы в Севастополе. У него было неуёмное влечение к новым знаниям. Так пришло увлечение фотографией. Вместе с младшим братом Львом он открыл в Петербурге сеть дешёвых электрофотографий. Александр Дранков пользовался успехом и в молодёжной среде, и в обществе пожилых людей. За особо удачные фотоснимки, запечатлевшие Николая II, он получил престижное звание «поставщика Двора Его Величества».

После посещения Парижа к Дранкову приходит новое увлечение — кинематограф. Как азартный игрок он занимается киносьёмками. Вот только несколько его кинолент: «Гимнастический праздник», «Манёвры в Красном Селе», «Члены Государственной Думы» — видовые; «Лысый кинооператор», «Усердный денщик» — комические…16 февраля 1913 года Дранков добился высочайшей аудиенции в Царском Селе. Показал здесь историческую хронику «300-летие Дома Романовых» и удостоился похвалы императора.

Первый русский киносериал тоже принадлежит Александру Дранкову. Это «Сонька-Золотая Ручка» сериях — о похождениях реальной знаменитой авантюристки. Он первым стал использовать в рекламе отдельные кадры из фильмов. И первым же начал экспортировать отечественные фильмы за границу. Дранков привлёк к деятельности в кинематографе видных мастеров театра.

И главное. За что позже его и назвали «первым папарацци»? Он оставил нам документальные кинокадры с Львом Николаевичем ТОЛСТЫМ. Для первых съёмок, с согласия домочадцев, пришлось спрятаться и снимать великого писателя через щель в двери уборной на дворе усадьбы в Ясной Поляне (во всяком случае, так дело обстояло по легенде, распространяемой коллегами удачливого оператора). Дранков снимал Толстого в августе 1908 года (105 лет назад) в Ясной Поляне, в Кочетах, во время пребывания в Москве. В субботу, 27 ноября 1910 года, в дня Дранков устроил в электротеатре «Художественный» на Арбатской площади в Москве показ целого ряда кинематографических съёмок Толстого. Это было уже после смерти писателя и стало подлинной сенсацией — Лев Толстой увековечен при жизни.

От редакции: Лев ЭГЛИТ — заведующий Музеем Свердловской киностудии.

erid: erid: