Реалисты встретились виртуально » новости Екатеринбурга и УрФО

Реалисты встретились виртуально

2-04-2013, 08:00
Реалисты встретились виртуально
Фото:

В пятницу, 29 марта, начался первый екатеринбургский музейный проект — участник Культурной олимпиады Сочи-2014. Честь и ответственность первенства выпала объединённому Музею писателей Урала (ОМПУ). На старт олимпийского Года музеев вышел Дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка (ул. Пушкина, 27).

Уральский классик Дмитрий МАМИН-СИБИРЯК (1852—1912) очень хотел побывать во Франции. Но не довелось. Знаменитый французский писатель Эмиль ЗОЛЯ (1840—1902) говорил: «Россия меня усыновила». Именно здесь, а не на родине, его впервые издали, и российские читатели полюбили его произведения, кажется, даже больше, чем соотечественники. Но он никогда не был в России. Современники, культовые, как сказали бы теперь, авторы не встречались при жизни, а могли бы. «Трудный жизненный путь, дружеские связи, литературный метод — приверженность реализму, увлечения — столько общего у двух классиков, что они, несомненно, были бы интересны друг другу…», — рассказывала «ВЕ» на вернисаже один из авторов научной концепции выставки «Французский Мамин. Русский Золя» Светлана КУМАНЁВА. И вот наш музей «поправил» судьбу — устроил писателям ту встречу, которая вполне могла бы состояться в начале 90-х годов XIX века.


Светлана КУМАНЁВА рассказывает о научной концепции выставки. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Дмитрий Мамин-Сибиряк и Эмиль Золя всё-таки встретились. Их соединила эта выставка в Доме-музее Д. Н. Мамина-Сибиряка «Французский Мамин. Русский Золя». Для виртуальной музейной встречи и столетие не срок, и тысячи километров не расстояние. Наши музейщики включили воображение, собственное и зрителей, и, точно следуя историческим фактам жизненных и творческих биографий писателей, добавили к ним только один несбывшийся. Как будто екатеринбуржец принял приглашение старшего французского коллеги. А именитый романист как будто гостеприимно принимал его в своём доме в Медане, построенном на гонорары от романов. Светлана Куманёва в своём рассказе упомянула, что и башни этого «замка» Золя названы, как книги, одна — «Жерминаль», другая — «Нана». Первым публикациям в России в пору молодости Золя обязан своему русскому другу — великому писателю Ивану ТУРГЕНЕВУ. Он стал в нашем отечестве знаменитым сразу. И, конечно, Мамин читал его произведения, как зачитывалась ими вся Россия. Книги нашего земляка тоже были востребованы читателями. Но вот на французский язык был переведён лишь один маминский рассказ «Исповедь». Тогда, в 1895 году, Эмиль Золя мог бы раскрыть Revue de Revue и прочитать его.


Художник экспозиции Юрий ЕЛЬЕШОВ создал и Мулен Руж, один из символов Парижа времён Золя. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Разглядывая живописную, изобретательно «построенную», насыщенную фактами, артефактами, книгами и документами экспозицию, вновь и вновь убеждаешься: не зря музейщики сделали такой фантазийный ход. Он оправдан множеством параллелей в жизни обоих писателей. Каждый из двоих пристально и беспощадно вглядывался в современный быт и нравы, каждый стремился написать о жизни предельно честно, без оглядки на ханжество обывателей. Книги, фотографии, предметы, французские и русские, словно ведут на выставке перекличку, понятную через годы обоим близким по духу, как выясняется, творцам литературы.

Мамин был женат на актрисе Марии АБРАМОВОЙ, а Золя — на натурщице художника-импрессиониста Эдуарда МАНЕ. Произведения обоих в середине ХХ веке экранизированы, поставлены на театральных сценах — вот и афиши. И портрет Эмиля Золя кисти Мане воспроизведён на выставке. А в начале экспозиции мы попадаем в кафе, и даже можем посидеть в плетёных креслах за столиком с тюльпанами. В таком заведении Золя встречался со своими друзьями — Эдмоном ГОНКУРОМ, Альфонсом ДОДЕ, Гюставом ФЛОБЕРОМ и вполне мог бы провести здесь вечерок другой с гостем из России, если бы…

Представители управления культуры администрации Екатеринбурга — Лариса ПЕТРОВА и Михаил ЗАНИН — на вернисаже. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Директор объединённого Музея писателей Урала Валерий ПЛОТНИКОВ и заведующая Домом-музеем Д. Н. Мамина-Сибиряка Надежда КРЯКУНОВА рассказали, как родилась идея необычной выставки. Музейщики полтора года назад побывали в доме-музее Эмиля Золя в Медане. На экскурсии в Maison d`Emile Zola, которую провела для них дальняя родственница знаменитого романиста, они убедились в реальных основаниях для сопоставления жизни и творчества французского и уральского писателей. В правоте Александра СКАБИЧЕВСКОГО, назвавшего при жизни «русским Золя» создателя «Приваловских миллионов». Новый проект екатеринбургского литературного музея разматывает клубок невидимых нитей, соединяющих писательские судьбы, делает их зримыми.

Кстати

Европейский и дважды олимпийский

На открытии выставки заместитель начальника управления культуры городской администрации Михаил ЗАНИН подчеркнул, что своим международным проектом музей не только начинает у нас Культурную олимпиаду Сочи-2014. Он успешно продолжает продвижение Екатеринбурга в европейское культурное пространство. Наш город, единственный из городов России, напрямую сотрудничает с организатором европейской «Ночи музеев» — министерством коммуникаций Франции. Предстоящая «Ночь музеев в Екатеринбурге»-2013 тоже станет проектом, участвующим в Культурной олимпиаде. И в афишу нашей «Ночи…», конечно же, войдёт эта выставка «Французский Мамин. Русский Золя». Таким образом, этот проект — дважды олимпийский. Он будет действовать до конца ноября 2013 года.

erid: erid: