Корона фараона для сахарной головы » новости Екатеринбурга и УрФО

Корона фараона для сахарной головы

4-06-2013, 08:00
Корона фараона для сахарной головы
Фото:

Фарфор императоров России впервые экспонируется в екатеринбургском Музее изобразительных искусств (ЕМИИ, пер. Воеводина, 5). Это совместный проект Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века» (Москва) и нашего ЕМИИ. Он включён в программу Культурной Олимпиады Сочи-2014.

Главный хранитель Государственного музея керамики Татьяна ЕНИКЕЕВА на самой первой экскурсии для «ВЕ» подчеркнула, что выставка посвящена не истории производства российского фарфора, хотя она здесь, несомненно, прослеживается, но именно императорскому фарфору России. Тем хрупким драгоценностям, что были постоянным антуражем дворцовой жизни династии РОМАНОВЫХ почти два столетия из 400 лет её царствования — с середины XVIII века до 1917 года. На выставке представлены сервизы парадные, вседневные, охотничьи — на все случаи царской жизни. Есть среди них и сервиз-дипломат. «Египетский сервиз» изготовлен по заказу Наполеона I на Королевской мануфактуре в Севре и вручён в 1808 году Александру I как дипломатический дар — в память о Тильзитском мире 1807 года. Витрины с «Египетским» венчает корона фараона Верхнего Нила. Тоже посуда. Ковшик?


Татьяна ЕНИКЕЕВА представляет «императорскую» экспозицию из музея в Кусково. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

— Нет, не угадали, — поправляет просвещённый гид. — Это сахарница…

Кто бы догадался, что величественная корона фараона — всего-навсего сахарница… Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.
В тёмно-синюю с золотом сахарницу-корону сладость не насыпали, не укладывали кусочками. Фарфоровый головной убор фараона предназначен для сахарной головы — такой способ расфасовки сахара приличествовал императорскому столу и в Версале, и в Зимнем дворце. Сервиз посвящён походу французской армии в Египет в 1798—1801 годах. Дипломат и художник Доменик Вивен ДЕНОН запечатлел в рисунках памятные места, где побывал вместе с войсками Наполеона БОНАПАРТА. Его зарисовки повторены в росписи на фарфоре.

— Этот сервиз — шедевр искусства мирового значения, — продолжила свой рассказ главный хранитель Государственного музея керамики в Кусково Татьяна Еникеева. — Но «Египетский» никогда не использовался по своему прямому назначению. И не потому, что его особо берегли. Воспоминания о Тильзитском мире, ущемившем интересы России, настолько были неприятны Александру I, что он приказал убрать фарфорового «дипломата» с глаз долой — в хранилище. В 2008 году, в честь 200-летия появления этого сервиза в России, мы экспонировали его в Большом дворце графов Шереметевых в Кусково — на огромном столе, на белой скатерти, украшенной по краям синими «египетскими» узорами…

Наверное, это было очень эффектно. Но и в витринах екатеринбургского музея глубокий кобальт и сияющее золото, формы предметов, их роспись поражают воображение и притягивают взгляд. При этом каждый предмет действительно предназначен для сервировки десертного стола, а не только для пиршества глаз. Ваза с декором, включающим тщательно воспроизведённые древнеегипетские иероглифы (за много лет до их расшифровки!) — оказывается, просто компотница. Такое гармоничное соединение утилитарности и высокого искусства в фарфоре.


«Фарфоровому» увлечению положила начало императрица Елизавета Петровна. Она страстно любила красивые вещи и, получив в подарок сервиз знаменитых мейсенских мастеров, загорелась идеей наладить производство фарфора в России. Под её патронатом и возникла Невская порцелиновая мануфактура, ставшая впоследствии Императорским фарфоровым заводом. А сервиз этого императорского производства под названием «Собственный» — в витрине выставки, как и тот первый, заграничный из Мейсена — «Андреевский».

Царскосельский «Пурпуровый сервиз» для последних из династии РОМАНОВЫХ. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.
Каждый сервиз в экспозиции с именем собственным и собственным же предназначением. Орденские сервизы использовались для торжественных приёмов кавалеров высших орденов и расписаны соответствующей символикой. Сервизы «яхтинские»: ну не возить же августейшему семейству всякий раз гору посуды на яхту под императорским штандартом. На сервизе с видами Рима Вечный город воспроизведён по гравюрам Джованни Баттисты ПИРАНЕЗИ… А рядом с сервизами на музейных стенах — меню парадных и обычных обедов, напоминающие, что из этой роскоши всё-таки ели и пили. Но посуда посуде рознь, тем более императорская. Вот рюмочная передача — широкая чаша со специальными углублениями по краям для рюмок, которые погружали таким образом в чистейшую воду и доставали «стерильными».


Завотделом декоративно-прикладного искусства Людмила БУДРИНА рассказывает об экспонатах ЕМИИ. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Заведующая отделом декоративно-прикладного искусства ЕМИИ Людмила БУДРИНА показала нам 3 экспоната выставки из собрания нашего музея. Не из фарфора. Это коронационные сборники, изданные к восшествию на престол Александра II и Николая II, последнего российского императора. А фарфоровая коллекция ЕМИИ на вернисаже пополнилась. Столичный музей подарил копию самого первого отечественного изделия из порцелина. Это ставок (конфетница), без росписи, но украшенный лепными цветами, создал изобретатель русского фарфора Дмитрий ВИНОГРАДОВ в 1748 году. Ставок младше Екатеринбурга всего на четверть века, и у него тоже дата — 265 лет со дня явления на императорском столе. Хрупкий фарфор пережил царственных самодержцев и оказался долговечным, как сама история.

erid: erid: