новости Екатеринбурга > Развлечения > По маршрутам художников и принцессы

По маршрутам художников и принцессы


17-09-2013, 08:00. Разместил:

Давным-давно, точнее — ровно 60 лет назад, юная принцесса сбежала из дворца и оказалась в Вечном городе. Одна, без охраны, без назойливых слуг. И, конечно, повстречала… Не принца, нет. Репортёра, который тут же смекнул, какой сенсационный материал идёт к нему в руки. Но газетной сенсации не вышло. А вот необыкновенная встреча, которую на всю жизнь запомнили эти двое, почти влюбившиеся друг в друга, стала замечательным фильмом Уильяма УАЙЛЕРА «Римские каникулы». Зрители же навсегда влюбились (соответственно гендерной принадлежности) в Одри ХЕПБЁРН и Грегори ПЕКА — принцессу Анну и репортёра Джо.

На открытии выставки «Итальянские каникулы» Музей изобразительных искусств (ЕМИИ, пер. Воеводина, 5) 13 сентября представил ещё один «персонаж» из фильма «Римские каникулы». В зале Каслинского павильона стояла копия римской достопримечательности — «Уста истины». Участники клуба исторического танца Pas de côté советовали посетителям вернисажа опустить туда визитку и убедиться в собственной искренности. Точно так, как в кино сбежавшая принцесса, по совету друга-журналиста, вкладывает руку в эти Bocca della Verità на римской площади и…

 «Уста истины», вопреки легенде, руку очаровательной царственной особе в фильме не откусили. А ведь эта античная маска, укреплённая в XVII веке в портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин, считалась древнейшим детектором лжи и якобы сурово поступала с клятвопреступниками. На вернисаже «уста» были милостивы, как и в романтической кинокомедии. Возможно, мы все очень правдивы. Или копия древнего канализационного люка в отличие от оригинала лишена магического карающего свойства. Как бы то ни было, все остались с руками и вдоволь повеселились.


Путешествие начинается картиной Александра БРЕГГОВА «Порт в Триесте». Фото: Антон БУЦЕНКО.

Юбилей знаменитой кинокартины «Римские каникулы» стал одним из поводов показать другие картины — живописные, графические, — созданные в Италии и об Италии, любимой стране художников. Заведующая отделом декоративно-прикладного искусства ЕМИИ, кандидат искусствоведения Людмила БУДРИНА рассказала «ВЕ» и о других причинах создания новой выставки «Итальянские каникулы». Это и начавшийся перекрёстный туристический год Италия—Россия, и желание продлить, растянуть лето на всю уральскую осень (выставка работает до 24 ноября). Главное же — фонды музея располагают интересным собранием пейзажей Италии, созданных в XVII — начале ХХ века художниками разных стран, европейскими и русскими.

Великий французский писатель Анри СТЕНДАЛЬ был ещё и неутомимым путешественником, и очень чутким к впечатлениям прекрасного человеком. Своё потрясение от фресок ДЖОТТО он описал в книге путевых очерков «Неаполь и Флоренция: путешествие из Рима в Реджио». И тем самым поставил себе диагноз, который в медицине называют «синдромом Стендаля». Наверное, нечто подобное испытывали и художники, проводившие время в Италии, колыбели искусства. Но они справлялись с синдромом (ещё до Стендаля и врачей) в своих мастерских, создавая под впечатлением итальянских красот другую красоту — живопись, графику, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства.

Первый зал новой выставки «Итальянские каникулы» — своего рода художественная фантастика. Здесь представлены нереальные в своей красоте виды Италии, которых в реальности не существует. Это произведения «по мотивам» субъективных впечатлений в известном с давних пор жанре «фантастический пейзаж». Так, интерпретации природы и городов Италии в произведениях французского художника XVIII века Жозефа ВЕРНЕ — обогащённое воспоминание, материализованная мечта об Италии…

Акварель Аркадия ЧУМАКОВА «Феррара». Фото: Антон БУЦЕНКО.

Итальянская реальность, как знают бывалые туристы, не уступает прекрасной мечте. Экспозиция второго зала ведёт посетителя по карте — от Триеста через всю Италию до Ломбардии. Этот Grand Tour в своё время совершали практически все художники, и наши соотечественники из Академии художеств — непременно. Корабль, прибывающий в порт Триест, начинает наше путешествие картиной 1897 года выпускника академии Александра БРЕГГОВА. И дальше мы перемещаемся по Апеннинскому полуострову в разных временах — в начале ХХ века вместе с Анной ОСТРОУМОВОЙ-ЛЕБЕДЕВОЙ, Аркадием ЧУМАКОВЫМ; в начале, середине и конце XIX века — с Алексеем БОГОЛЮБОВЫМ, Дмитрием РЕЗАНОВЫМ, Сильвестром ЩЕДРИНЫМ, Фёдором БРОННИКОВЫМ… Венеция и Неаполь, Сорренто и Феррара…

И Рим. Римская вилла императора Адриана вновь перед нами на атрибутированном в январе 2013 года офорте Джованни Баттиста ПИРАНЕЗИ середины XVIII века. Многие произведения бывали не раз на музейных выставках, как, например, мозаика «Вид Пантеона» (Луиджи МОЛЬЯ). Но вместе эти разновременные «итальянцы» представлены впервые. Куратор выставки Людмила Будрина отметила, что все эти пейзажи, независимо от техники, времени создания и страны происхождения автора, впитали в себя особый свет, разлитый под итальянским небом, и само это небо — такое синее, даже на графических листах угадывается его синева. Подтверждаю своим личным «синдромом Стендаля», испытанным на выставке. «Уста истины» мне поверили.

Видео: Антон Буценко.




Вернуться назад