новости Екатеринбурга > Развлечения > Корабль судьбы в вагнеровском море

Корабль судьбы в вагнеровском море


21-09-2013, 08:00. Разместил:

Театр оперы и балета (пр. Ленина, 46а) вступил в свой второй век жизни — ему исполняется 101 год. Он открывает новый, 102-й сезон небывалой премьерой. Это опера Рихарда ВАГНЕРА «Летучий голландец». Вагнеровские произведения и прежде звучали на этой сцене, но в последний раз давным-давно — 76 лет назад, в 1937 году. А вот «Летучего голландца» у нас не ставили никогда. Первый спектакль посвящён 200-летию великого немецкого композитора.

Легенда о корабле-призраке и его неприкаянном, проклятом навеки за дьявольскую гордыню капитане живёт столетиями. Она и положена в основу музыкальной драмы Вагнера. Именно оперу-драму поставил британский режиссёр, мэтр с европейским именем Пол КАРРЕН. Здесь в волнах вагнеровской музыки ищут путь и корабли, и люди. Волной судьбы выносит на берег Летучего голландца (Алекcей ТИХОМИРОВ), и его «волна» встречается с другой судьбой — с Сентой (Млада ХУДОЛЕЙ), которая всегда ждала своего вымечтанного скитальца морей. Чтобы спасти, чтобы любить…

Первые зрители придут на премьеру сегодня и завтра. А журналисты, представители театральной общественности стали самыми первыми свидетелями явления «Летучего голландца» на сцене академического Театра оперы и балета — на генеральном прогоне 18 сентября.

«Капитаны» постановки о судьбах морского скитальца и простых моряков и морячек — режиссёр Пол КАРРЕН и художник Гэри МАККАНН (оба из Великобритании) — тоже присутствовали в зале самыми пристрастными зрителями. «Рулевым» за дирижёрским пультом стал хорошо знакомый по прежним работам в нашем театре маэстро Михаэль ГЮТТЛЕР (Германия). Этот прогон отличался от прочих «генералок»: он прошёл без обычных остановок режиссёром и дирижёром, без почти неизбежных репетиционных «накладок» — в премьерном блеске.

Прозвучала переворачивающая душу, гипнотизирующая увертюра, и мы отправились в «плавание», подхваченные волнами вагнеровского моря музыки. Корабль моряков — сложная трансформирующаяся конструкция — предстаёт в первом акте на сцене измученным штормом странником. Как Одиссея море удаляет от близкой Итаки, так и этим бедолагам не подойти к родному берегу.


Корабль моряков не может подойти к родному берегу. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Они мотаются по волнам, прячутся в бухте, ждут желанного южного ветра… Матросская песня сурова и полна надежды на этого непостоянного спутника моряков — попутный ветер. Встреча капитана Даланда (Гарри АГАДЖАНЯН) и Голландца предопределена морем, музыкой, судьбой. Голландец в исполнении солиста московской «Геликон-оперы» Алексея Тихомирова (мы знаем его по роли Годунова в опере «Борис Годунов») легко искушает Даланда богатством в трюмах своего корабля — в обмен на руку капитанской дочки. Кто из них более грешен? Земной моряк, грезящий о состоятельном зяте, или этот чужак, авантюрист, гордец, обречённый на вечные скитания за свой дьявольский нрав… Одному — богатство, другому — спасение, которое возможно только с верной и любящей. Легенда остаётся легендой, но инфернальность героя, ирреальность происходящего постановщики не подчёркивают. Напротив, занижают демонический пафос «обычностью» невероятной встречи, вполне реальной непредсказуемостью драмы мятущейся души. Голландец в этом спектакле — призрак, надеющийся умереть как человек.

А в прибрежном городке женщины ждут моряков, поют и работают в маленькой швейной мастерской. Песня рассказывает о жужжании прялки, а на сцене персонажи оперы усердно крутят колёсики зингеровских швейных машинок. Музыка Вагнера и старая легенда — навсегда, они и звучат, и происходят, и могут быть услышаны в любые времена, в любом географическом пространстве. Здесь сейчас, судя по антуражу и костюмам, середина ХХ века. Среди женщин в косынках, уютных и будничных, выделяется пышноволосая, в ярко-синем платье Сента (солистка Мариинского театра Млада ХУДОЛЕЙ). Всей порывистой беспокойной пластикой, всем обликом, всем голосом, внушающим волнение и тревогу. Она одержима мечтой о Летучем голландце. Стену мастерской она оклеивает картинками с его образом, как наивные девочки в общежитии увешивают изголовья кроватей портретами артистов. Но мечта Сенты — бескорыстная, самоотверженная: спасти любовью неведомого, но уже любимого. Так Ассоль истово ждала алые паруса. Сента уверена, что встретит корабль с кроваво-красными парусами, и поёт завораживающую, пугающую простодушных товарок балладу о Летучем голландце. Для этой Сенты она как молитва.

Охотник Эрик (Ильгам ВАЛИЕВ), её предполагаемый жених, измучен неопределённостью и дурным предчувствием. В его арии страдание и тщетная попытка понять Сенту: как, почему, за что?.. Встреча Голландца и Сенты предсказана музыкой Вагнера, и новая «волна» толкает их друг к другу. Мужская ладонь прижата к женской ладони — как голоса, соединяющиеся в дуэте. И будет смертельный прыжок в вагнеровские волны — отчаянный последний «жест» верности. Море засияет золотистым светом, свободой от призрачного корабля на горизонте. Спасён?..

Первая постановка «Летучего голландца» 170 лет назад прозвучала в Дрездене. Первой екатеринбургской постановке пока ещё нет ни лет, ни дней. Сегодня первый вечер её рождения. Корабль её судьбы поплывёт по волнам вагнеровского моря. Курс «капитаны» проложили точный.

В тему

Новые «Онегин» и «Щелкунчик»

После Вагнера в обновленном интерьере театра (новые кресла установлены в зале) зрителей ждёт русская классика. Над этими будущими премьерами вот-вот начнётся работа. Новую постановку оперы ЧАЙКОВСКОГО «Евгений Онегин», которая всегда была и будет в репертуаре екатеринбургского театра, осуществит международная команда — постоянный приглашённый дирижёр нашей оперы Владислав КАРКЛИН, режиссёр Дитер КАЕГИ (Швейцария) и художник из Германии Дирк ХОФАКЕР. Премьера намечена на конец апреля. А в первые дни марта на сцену выйдет ещё одна премьера на музыку Чайковского — балет «Щелкунчик» в канонической хореографии Василия ВАЙНОНЕНА. Ставить балет будут педагоги Мариинского театра Дмитрий КОРНЕЕВ и Ирина ИВАНОВА и дирижёр Михаил ГРАНОВСКИЙ. Зримый образ «Щелкунчика» создадут художники Большого театра — сценограф Альона ПИКАЛОВА и художник по костюмам Елена ЗАЙЦЕВА.

Видео: Наталья ЖИГАРЕВА.


Вернуться назад