Спецрейс с воспоминаниями » новости Екатеринбурга и УрФО

Спецрейс с воспоминаниями

18-10-2013, 08:00
Спецрейс с воспоминаниями
Фото:

К входу в Октябрьское троллейбусное депо (ул. Щорса, 11) Герман ХОЗЯЕВ подошёл с музыкой. Нёс гармонь, наигрывал и пел на всю улицу. И люди, стоявшие у входа, обрадованно заулыбались — Герман Ефимович принёс им музыкальный привет из их общей молодости. Ведь так же он, бывало, во время работы в этом депо веселил песнями своих коллег-водителей.

— Я 32 года водил троллейбус, работал на разных маршрутах, — рассказал Хозяев. — Свою работу очень любил. Бывало, придём поутру, вымоем в машине пол, всё протрём, контактные вставки поменяем — и в путь. Однажды, помню, был сильный мороз, за 40 градусов, все боялись выезжать. Сотовых телефонов тогда не было, и случись что дорогой, пришлось бы вызывать аварийку, а значит, бежать к ближайшей телефонной будке. И не факт, что из первой попавшейся дозвонишься куда надо — аппарат может оказаться разбитым, трубка оторвана. Словом, огромная вероятность обморозиться. А я выехал на Химмаш, сделал, слава богу, рейс без происшествий. Вернулся в депо и давай на гармони играть, народ подбадривать.

Песнями Германа Ефимовича наслаждались ветераны троллейбусного дела, отработавшие в депо по 30 и более лет. Вчерашний день для них был особенным, праздничным — 17 октября екатеринбургскому троллейбусу исполнилось 70 лет. В честь праздника было придумано прокатить заслуженных людей в специально выделенной для этого дела машине по 1-му маршруту.


Валентина СИЛАНТЬЕВА вспоминает былое. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Троллейбус с надписью «Спецрейс» на лобовом стекле повела Наталья СПИРИНА, которая гордится, что с некоторыми ветеранами депо ей довелось поработать бок о бок.

— Я стажировалась у Аллы Филипповны ЛОБАНОВОЙ, а потом стала мастером маршрута, и уже она оказалась в моём подчинении, — говорит она. — Встретила её сейчас — и так хорошо стало. Обнялись с ней от всей души…

Иные ветераны и сами были не прочь посидеть за баранкой троллейбуса.

— Боюсь, не смогу я эту машину повести — слишком она новая, к такому управлению я не привычная, — улыбается Валентина Фёдоровна СИЛАНТЬЕВА. — Я начала работать тут в 1954 году. Сначала стала кондуктором: в то время водителей набирали на учёбу раз в год, и я на эти курсы опоздала. Полгода была кондуктором, а водителем оказался парень, в которого я влюбилась. С тех пор и не расстаёмся — такая получилась троллейбусная семья. Муж 50 лет в депо отработал — сначала водителем, потом слесарем. Ну а я с 1955 до 1990 года водила троллейбусы. Начинала с 1-го маршрута, потом был 2-й, 7-й, 5-й… Теперешние-то машины тогдашним не чета. Нам же на Урал в 1943-м прислали из Москвы списанные троллейбусы ЯТБ. Теперь такие только в старом кино и увидишь — ни один из них, говорят, до наших дней не сохранился. Работать в них было очень тяжело: никакого отопления, стенки — картон да клеёнка. Выезжая, брали с собой соль, чтобы замерзшие стёкла оттирать. Да и то всё окно отчистить не под силу — проскребёшь, чтобы провода да дорогу было видно, и в путь. А кондукторы на конечных остановках держали в печках камни. Клали их в карманы и руки грели. А дороги какие были узкие! Чуть вильнёшь не туда — и сползёшь в кювет. Особенно узкое место было около воинской части, да ещё и поворот там крутой. Хорошо, танкисты из воинской части в беде нас никогда не оставляли, из кюветов вытаскивали. Потом, по счастью, машины стали менять. Сначала пришли МТБ-82, которые выпускали в городе Энгельсе, в Саратовской области, потом ЗиУ-5 — эти были уже тёплые, комфортные. А уж ЗиУ-9 совсем чудесными нам казались.


В спецрейс отправились 34 человека. Ветераны троллейбусного дела проехались до железнодорожного вокзала, оттуда на Химмаш, потом вернулись в депо. И всё время поездки не смолкали разговоры пожилых людей о молодых годах, о нелёгкой работе и об умении преодолевать трудности.

Видео: Антон БУЦЕНКО.

erid: erid: