«Тень» подмораживает бюджет и косит пенсии » новости Екатеринбурга и УрФО

«Тень» подмораживает бюджет и косит пенсии

24-10-2013, 08:00
«Тень» подмораживает бюджет и косит пенсии
Фото:

По оценкам экспертов, только социальные фонды от «серой» экономики теряют порядка 400 млрд. рублей в год; и ещё едва ли не больше — непосредственно бюджет страны из-за неуплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Впрочем, даже на обычном калькуляторе легко просчитывается, что это могут быть 500— 600 млрд. рублей в год, достаточно знать официально подсчитанную среднюю зарплату по РФ — 29 811 рублей в сентябре с. г. — и то, что в «тени» у нас примерно 30% всей экономики.

Собственно, Росстат на днях опубликовал конкретные цифры: в так называемом неформальном сегменте российской экономики занято 14 миллионов человек; но это те, кого удалось увидеть официальным органам. А сколько ещё предприятий, организаций, работников скрыто абсолютно непрозрачными схемами, и на скольких органы попросту закрыли глаза?! Да, чуть не забыл про гастарбайтеров — эти вообще в большинстве своём трудятся за «чёрные» деньги…

А отыгрывается государство за свою беспомощность в наведении элементарного налогового порядка на тех, кто как раз исправно все налоги платит, отчисления в социальные фонды делает. И, как видим, даже на тех, кто себе на старость лично решил накапливать — таких в стране уже более 20 миллионов человек! — именно у них решили деньги «позаимствовать», даже не прописав условия пользования ими и сроки, порядок возврата…

Конечно, грешить только на государство не приходится — здесь налицо общие проблемы отечественной экономики, а точнее — жадность, когда вместо технологического переоснащения и повышения производительности труда хотят выехать на дешёвой рабочей силе и минимизации расчётов с бюджетом и фондами; здесь и коррупция в погонах, и рэкет вместо честной конкуренции. Пресловутая российская ментальность — лишь бы объегорить государство, не отдать ему «лишнего» — тоже присутствует. При этом мало кто задумывается, что налоги и социальные отчисления есть вклад в улучшение настоящего — развитие инфраструктуры, создание комфорта среды обитания, строительство детсадов и оснащение больниц — и в будущую старость.

Но всё-таки это проблемы именно качества государственного управления и созданной им системы хозяйствования. Бизнес душат непомерными (а чаще — несправедливыми, неадекватными, чохом, а не дифференцированными) налогами, давят высокой арендной платой, установленными госбанком ставками рефинансирования, от которых растут кредитные ставки, etc.

Но даже при неадекватном государственном управлении, что мы имеем в целом по стране, есть территории, где бизнес в массе своей «белый», где местные власти делают всё для того, чтобы предпринимательству было вольготно, а потому отдать в казну налоги и в специальные фонды сборы — уже практически общее правило. Где не только нет безработицы — ещё и незаполненных трудовых вакансий прилично. К таким редким территориям относится Екатеринбург. Но опять же именно эти территории государство и на федеральном, и на региональном уровне пытается выдоить насухо — чтобы прокормить тех, кто не очень-то поспешает с экономическими новациями.

Да, сказать, что Свердловская область лидер по объёмам неформальной экономики, нельзя. По данным Росстата, в неё у нас отряжено порядка 15,4%, в то время как в большинстве южных республик — четверть, а на Северном Кавказе в «сером» секторе почти 40% работников.

Но как-то обидно, что 332 тысячи человек — практически население Нижнего Тагила, второго по величине города Среднего Урала, — ни о каких НДФЛ не слышало и никаких взносов в ПФР не платит, а областные власти требуют с Екатеринбурга отдать в областной бюджет 1,7 млрд. рублей собранных налогов с «белых» екатеринбургских зарплат.

Согласно последней инициативе Министерства труда и социальной защиты РФ планируется ввести уголовную ответственность за уклонение физических лиц и работодателей от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды — Фонд социального страхования, ПФР, Фонд обязательного медицинского страхования. Кроме того, предполагается, что ПФР и Фонд соцстраха смогут приостанавливать операции по счетам должников, не уплативших страховые взносы. Но ведь чтобы покарать нарушителей, необходимо их ещё и выявить, и доказать, что они — нарушители. А нарушителями они могут стать, только когда объявят себя «белыми» работодателями, которые «ошиблись» и не отчислили налоги и взносы, — «бывает, исправимся». А к «серому» работодателю, когда его и в реестре нет, какие претензии?!

Эксперты говорят, что наступать на «теневую» экономику нужно одновременно с разных сторон. Банки обязать принимать в расчёт при принятии решения о выдаче кредита только официальный заработок человека. Людям объяснять, что, принимая «конверты», они лишают себя части пенсии. Изменить правила контроля соблюдения законодательства на предприятиях. Надо поднимать уровень официальной минимальной зарплаты (МРОТ) — чем выше МРОТ, тем меньше теневая часть заработка.

Всё это верно. Выход, конечно же, не в том, чтобы посадить полстраны, — его, скорее, надо искать в условиях существования бизнеса. Если бизнесу комфортно, то ему и незачем уходить в «тень». Если работник получает зарплату хотя бы как в Екатеринбурге — достойную, в общем-то, в сравнении с большинством других территорий страны, — то и работник, и работодатель могут отдать треть от зарплаты на обязательные социальные взносы. Хотя, конечно, это многовато, такие поборы не стимулируют — но ещё более обидно это на фоне того, что в других территориях вообще ничего не отчисляют, а наши деньги туда перераспределяются…

erid: erid: