За доступное качество » новости Екатеринбурга и УрФО

За доступное качество

19-11-2011, 08:00
За доступное качество
Фото:

Как уменьшить цены на продукты питания, не снижая при этом ассортимент и качество продовольствия? На Ноябрьской торговой неделе наша область делилась уникальным опытом защиты населения от подорожания продуктов.

С 16 по 17 ноября в Екатеринбурге впервые прошло уникальное мероприятие — Ноябрьская торговая неделя. Представители областного правительства, руководители предприятий торговли из Уральского региона, Сибири и Поволжья собрались в Свердловской области, чтобы обсудить те вопросы, которые остро стоят перед ними. Одним из наиболее значимых мероприятий Недели стало заседание Совета потребительского рынка Уральского региона, где обсуждался вопрос: как регулировать цены на социально важные товары?

Не секрет, что подорожание продуктов больно ударяет в первую очередь по самым незащищённым слоям населения. Казалось бы, повысились цены на хлеб на 2 рубля, на молоко — на 3, на крупу — ещё на 5, немного на сахар, чуть-чуть на муку, подорожали яйца. Большинство работающих и регулярно получающих зарплату даже не заметят этого. Ну, если, конечно, цена не взлетит сразу в 2—3 раза, как случилось в прошлом году с гречкой. Другое дело — пенсионеры. Любая бабушка долго будет изучать чек: ещё неделю назад тот же набор продуктов выходил гораздо дешевле, а что теперь?

В Свердловской области для защиты населения от магазинных превратностей проводится целый комплекс мер. Данным опытом и поделились свердловчане с коллегами из других регионов. Так, например, по поручению губернатора Александра МИШАРИНА у нас реализуется проект «Социальный набор продуктов по справедливой цене». Региональное министерство торговли совместно с министерством сельского хозяйства сформировало целый перечень товаров, на которые производители и торговые точки, участвующие в акции, обязались установить минимальные наценки. В набор вошли хлеб, кефир, творог, колбаса, сосиски, куриный фарш и яйца.

В акции «Социальный набор товаров по справедливой цене» участвуют более 600 торговых точек, 13 производителей. Руководители этих предприятий понимают, как для людей важны несколько сэкономленных рублей. И количество желающих участвовать в акции постоянно возрастает.

Ещё один проект, реализуемый по инициативе губернатора, — «Социальная карта потребительского рынка». Всего в области такие карты выпустили уже 862 магазина из 47 муниципалитетов. В крупных розничных торговых сетях проходят постоянные акции социальной направленности — «Жёлтый ценник», «социальные потребительские корзины», в рамках которых от 10 до 65 видов продукции реализуются по наиболее приемлемым для населения ценам.

Но нередко случается и другое: когда магазины пытаются превысить даже максимально возможные по закону надбавки. Во время недавнего визита губернатора Александра Мишарина в Новоуральск местные жители пожаловались ему на то, что на многие товары в городе установлены неоправданно высокие цены.

«Оснований для того, чтобы цены на какие-либо продукты питания в Новоуральске были выше, чем в других городах региона, сегодня нет. Просто кто-то спекулирует на теме «закрытой зоны», — сказал Мишарин и поручил министерству торговли разобраться в ситуации.

Постоянным мониторингом цен на продукты в Свердловской области занимаются общественники. Представители проекта «Народный контроль» регулярно проводят рейды по магазинам и рынкам, проверяя, как реализуется поручение губернатора о социальном наборе продуктов «по справедливой цене».

В еженедельном режиме работает областная комиссия по мониторингу цен на продукты.

Принятые меры позволили сдержать рост цен на продовольственные товары в нашей области. В октябре 2011 года они оставались стабильными, а иногда и снижались. Например, на 11% подешевели гречка и пшено, морковь — на 6,6%, капуста и картофель — на 3%, лук-репка — на 2%. Кроме того, отмечается тенденция снижения цен на рыбу и подсолнечное масло.

Значимым для многих свердловчан, привыкших обращать внимание не только на цены, но и на качество продуктов, стал проект развития сельскохозяйственных рынков. Например, в Екатеринбурге открыт Областной рынок на Громова, где местные производители, в том числе и фермеры, на льготных условиях получают торговые места. И самое главное — производители могут торговать без посредников. Это огромный плюс и для покупателя: по доступной цене здесь можно найти широкий ассортимент свежих товаров. Например, говядина на Громова продаётся по цене от 130 рублей за килограмм, тогда как в целом в городе уже давно не найти мяса дешевле, чем по 200 рублей. Картошка — по 6 рублей, капуста — по 5, лук-репка — за 12... Екатеринбуржцы, закупающиеся на этом рынке, остаются довольны.

В течение ближайшего времени подобные рынки планируется открыть во всех городах области. И это будет огромной поддержкой не только для потребителей, но и для самих местных производителей. Новый формат позволит уральцам приобретать продовольственные товары по ценам производителей, а местным фермерам и агрофирмам — расширять производство своей продукции. Наши сельхозпредприятия смогут не только обеспечить земляков доступными продуктами, но и создать новые рабочие места «на селе».

Ирина ЛЕСНИЦКАЯ.

erid: erid: