Последствия гибели Су-24 » новости Екатеринбурга и УрФО

Последствия гибели Су-24

26-11-2015, 08:00
Последствия гибели Су-24
Фото:

Инцидент с российским Су-24, сбитым турецкой ракетой во вторник над территорией Сирии, чреват не только обострением нестабильности в Ближневосточном регионе, но и ухудшением отношений между Россией и Турцией, с которой на протяжении многих лет наша страна находилась в состоянии пусть и холодноватых, но всё-таки добрососедских отношений.

На фоне санкций Евросоюза, разразившихся в прошлом году, Турция целых два года позиционировала себя как страна, заинтересованная в дружбе с РФ. Именно с турецких ферм шла на российские прилавки львиная доля импортных овощей и фруктов, а вклад наших туристов в туриндустрию Турецкой Республики за последние 5 лет составил порядка 32 млрд. долларов. Только в 2014 году турецкие курорты посетило без малого 1,9 миллиона наших соотечественников, да и в этом году, несмотря на 23-процентное падение потока, Турция по-прежнему оставалась в топе наиболее популярных у россиян направлений. Казалось бы, терять такую золотую жилу и для нас, и для «турецкоподданных» — непозволительная роскошь…

Нас интересуют в данной ситуации только два вопроса: дойдёт ли дело до открытого военного конфликта и чего теперь ожидать российскому турбизнесу, уже понёсшему огромные убытки из-за «закрытия» Египта?

Комментарии специалистов

Обстановка осложнится и на Кавказе

Директор департамента международных отношений Уральского федерального университета Валерий МИХАЙЛЕНКО:

— В начале «нулевых» Россия и Турция подписали несколько важных соглашений, создали совместную Черноморскую военно-морскую группу оперативного взаимодействия, начали выстраивать то, что эксперты тогда назвали «российско-турецкой стратегической осью в Европе». Во время «пятидневной войны» в августе 2008 года Турция отказала военным кораблям США в проходе через проливы в Чёрное море, вообще заняла очень ответственную позицию, выступала в роли миротворца. Так что открытого вооружённого конфликта между Россией и Турцией не будет — обе стороны в таком варианте не заинтересованы. Ведь 50% газа Турция получает от России — и даже теперь не думаю, что поставки газа будут полностью перекрыты, хотя, скорее всего, переговоры по «Турецкому потоку», приостановленные в июле, будут вообще заморожены.

Случившееся — не какой-то «системный сбой», а закономерный результат ослабления позиций Турции в этом регионе, в том числе и провинциях Сирии, ранее находившихся под контролем Анкары. Так что весьма вероятно, что в ближайшее время осложнится обстановка не только на Ближнем Востоке, но и на нашем Северном Кавказе.

Крутой поворот для турбизнеса

Дарья БОГУСЛАВСКАЯ, операционный директор представительства компании «Натали Турс» в Екатеринбурге:

— Об остановке полётов в Турцию пока речь не идёт, Ростуризм лишь разместил на своём сайте рекомендацию не продавать туры в эту страну. Да и прямых рейсов в Турцию из регионов России практически нет, в основном из Москвы.

Грустнее всего то, что это политическое решение. Из серии «зачем вам заграница, отдыхайте на Родине». Безопасность граждан, конечно, превыше всего, но при этом никто не задумывается, каково будет туроператорам и авиакомпаниям от такого поворота. Скомандовать «Не ездите туда-то и туда-то» легко — но на такие случаи должен иметься хотя бы страховочный фонд, чтобы было из чего компенсировать клиентам сорванные туры.

Туркам боязно за газ, нам — за паромные переправы

Директор Института финансов и права Уральского государственного экономического университета Максим МАРАМЫГИН:

— С экономической точки зрения ссориться сейчас равно невыгодно ни Турции, ни России. С одной стороны, Турции очень не хотелось бы лишаться «Турецкого потока», который в случае реализации давал Анкаре полный контроль над регионом, делал её энергетическим «хабом», который снабжает российским газом не только себя и близлежащие страны, но и Южную Европу, с которой у Турции до сих пор очень непростые отношения. Таким образом, «Турецкий поток» для ЭРДОГАНА — серьёзный инструмент политического давления на Болгарию и Грецию. Для России же эта ветка была, как мне кажется, тоже инструментом давления — но уже на Германию. Не случайно спустя всего полгода после помпезного объявления «Турецкому потоку — быть!» Россия без особого шума подписала соглашение о «Северном потоке» с Германией, а президент Болгарии уже попросил нашего Президента вернуться к проекту газопровода «Южный поток» и построить на территории Болгарии газовый хаб. Ведь без этой ветки трафик газа, идущего по «северной» трубе, выйдет для стран Южной Европы слишком дорогим… Но было бы неправильным думать, что в случае разрыва отношений пострадает только Турция. Ведь она — крупнейший покупатель российской пшеницы, а кроме того, почти два года, вопреки санкциям, продолжала поддерживать паромное сообщение с Крымом, в том числе и продовольственное. Сейчас же у Эрдогана появится повод сказать: «Украине это не нравится, всё, больше никаких паромов» — и тем ещё больше усугубить экономическую изоляцию Крыма.

erid: erid: