Отменить? Сначала заменить » новости Екатеринбурга и УрФО

Отменить? Сначала заменить

28-12-2011, 08:00
Отменить? Сначала заменить
Фото:

В 2012 году в нашей стране может быть принято решение об отмене трудовых книжек. Такое предположение публично высказал заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Александр САФОНОВ. Одни восприняли эту идею спокойно, решив вслед за замминистра, что трудовая книжка — явление морально устаревшее и должно уступить дорогу новому. Другие начали опасаться, что эта отмена будет способствовать нарушению их прав, особенно по части пенсионного обеспечения. Представителям старшего поколения, не привыкшим к электронному документообороту, просто психологически комфортней, когда у них на руках есть не цифровое, а осязаемое подтверждение их трудового стажа.

А как на самом деле такая реформа может сказаться на пенсионном обеспечении россиян и насколько готовы к ней сотрудники органов, присматривающих за соблюдением трудовых прав граждан? Об этом шла речь на вчерашней пресс-конференции на тему «К чему приведёт отмена трудовых книжек?».

Участники пресс-конференции сразу заявили, что они не в состоянии повлиять на решение федеральных властей отправить трудовые книжки на покой или оставить их актуальными. «Мы не создаём законы, а занимаемся правоприменением», — подчеркнули они.

— Если решение об отмене трудовых книжек всё же будет принято, прежде должно быть предложено что-то, способное их полноценно заменить, — считает заместитель по правовым вопросам руководителя государственной инспекции труда в Свердловской области Ольга ШЕДЛОВСКАЯ. — Пока же трудовая книжка очень важна и для начисления пенсии, и для расчёта оплаты больничного листа. Эквивалентного документа, который включил бы в себя те вопросы, которые сегодня решаются с помощью трудовой книжки, инициаторы её отмены пока не предложили.

— Пока замена не придумана, не очень понятно, как органы исполнительной власти будут реализовывать свои полномочия, связанные с определением стажа работников, — добавляет начальник отдела охраны труда и социального партнёрства департамента по труду и занятости населения Свердловской области Алексей МЕЛЬНИЧУК. — Сегодня человек, сообщая работодателю сведения о себе, предоставляет копию трудовой книжки. Только по ней можно понять, был ли занят человек в профессии, какой у него стаж и что послужило причиной его увольнения с предыдущего места работы. Где будут работодатели в случае отмены книжек искать эту информацию, сейчас не определено.

А сотрудники Пенсионного фонда России относятся к инициативе Минздравсоцразвития спокойно: для начисления пенсий у них уже есть альтернативный способ.

— С 1997 года Пенсионный фонд ведёт единую базу данных персонифицированного учёта, — рассказывает начальник отдела организации, назначения и перераспределения пенсий отделения ПФР по Свердловской области Елена БЛАГИНИНА. — В этой базе на каждое застрахованное лицо открыт индивидуальный лицевой счёт. На нём отражается информация о стаже работника, в том числе о периодах льготной работы, о работе в северных регионах, о заработной плате и о страховых взносах, которые начислены и уплачены работодателем. Таким образом, для целей пенсионного обеспечения индивидуальный лицевой счёт является хранилищем пенсионных прав граждан. Начиная с 2002 года мы назначаем пенсии на основании документов и на основании данных персонифицированного учёта. Сегодня стоит вопрос о том, чтобы на лицевом счёте были отражены сведения о стаже до 2002 года. Их передают в ПФР работодатели. Такие сведения есть у нас как в бумажном, так и в электронном виде. Они тщательно сверяются с данными, указанными в трудовых книжках. В течение 2012 года проверенные сведения будут полностью отражены в индивидуальных счетах. Узнать о состоянии своего лицевого счёта любой гражданин может, либо зайдя в Интернете на портал государственных услуг, либо обратившись в ПФР, где ему предоставят выписку.

Елена Благинина уверяет, что, если решение об отмене трудовых книжек всё же примут, ПФР будет готов назначать пенсии в установленные сроки в полном объёме на основании базы данных персонифицированного учёта. По её словам, это хранилище информации вполне надёжно: в ПФР разработана современная система информационной безопасности, которая позволяет защитить имеющиеся данные от несанкционированного доступа.

Однако

Опыт показывает, что государственные органы не особенно спешат обзаводиться электронными сервисами. Достаточно сказать, что налоговая инспекция никак не может запустить «Узнай свой ИНН», справки в различных инстанциях (особенно на периферии) приходится сначала заказать, и только на следующий — в лучшем случае — день получить именно по причине отсутствия электронных баз данных. В этом свете радужные заверения представителей ПФР выглядят не особенно убедительно.

erid: erid: