Фантастика просчитывает риски » новости Екатеринбурга и УрФО

Фантастика просчитывает риски

21-05-2016, 08:00
Фантастика просчитывает риски
Фото:

Фантастическая литература в России никогда не была исключительно развлекательным жанром, претендуя с большим или меньшим успехом на роль некоего оракула.

Но можно предсказывать на отдалённую перспективу, как это делали корифеи советской фантастики Иван ЕФРЕМОВ и братья СТРУГАЦКИЕ, а можно на ближайшие 20—30 лет. Насколько такие прогнозы реальны — или они целиком и полностью плод писательской фантазии, не имеющий никакого отношения к реальности? А самое главное — где грань, за которой эта фантазия становится опасным провоцирующим фактором, руководством к действию для миллионов читателей? Эти и другие острые вопросы стали темой дискуссии, развернувшейся в четверг на круглом столе в рамках 33-го международного фестиваля фантастики «Аэлита-2016».

Тема диспута была заявлена более чем чётко: «Фантастика предотвращения будущего — сценарии развития России». Не секрет, что в последние несколько лет судьба нашей страны и её место в мире стала своего рода точкой отсчёта для творчества многих писателей-фантастов. А события 2014 года ещё и резко поделили писательскую «тусовку» на два конфликтующих лагеря: сторонников либеральной концепции развития страны и апологетов «имперского» будущего.

По мнению известного писателя и сценариста патриотических компьютерных игр Сергея ЧЕКМАЕВА, это противостояние само по себе очень опасный феномен. Впрочем, угрозы «либерального апокалипсиса» и торжества «беспощадной толерантности» не менее реальны и для России, и для человечества, уверен гость «Аэлиты». Ибо ставят под удар традиционные ценности, на которых веками стояло наше общество, и прежде всего семью. Точка зрения весьма спорная и в известном смысле провокационная, но Чекмаев считает, что интеллектуальная провокация в фантастике необходима, более того, может сыграть роль прививки от окончательного раскола общества по идеологическому принципу.

Патриотический тренд, установившийся в последние три года на просторах фантастического жанра, в каком-то смысле палка о двух концах. С одной стороны, хорошо, когда писатель создаёт радужную утопию, в которой Россия — лидер человечества, хозяин всея Арктики, а вдобавок и части планет Солнечной системы. Или чудесным образом избегает революции в 1917 году и движется в космические просторы под знамёнами империи РОМАНОВЫХ (так называемая альтернативная история, один из поджанров фантастики). С другой стороны, велика опасность перегнуть палку и ещё сильнее раскачать в обществе агрессию. Например, того же Чекмаева многие либерально настроенные коллеги сегодня обвиняют в том, что его сборник «Беспощадная толерантность» стал спусковым крючком для преследования «нетрадиционных меньшинств». При этом сам Сергей уверен: разрушение традиционной семьи — куда более страшная перспектива для России. Впрочем, не меньше рисков несут в себе и современные нанотехнологии, в том числе медицинские (увеличение продолжительности жизни), технологии кибер-имплантации, а также ползучая роботизация сознания через масс-медиа, рекламу и даже такое внешне безобидное явление, как тренинги личностного роста.

Однако в корне неверно рассматривать будущее России в изолированном контексте от глобальных проблем, считает заместитель директора по научной работе института философии и политологии УрО РАН, кандидат политических наук Виктор МАРТЬЯНОВ. Риски России — те же, что и в окружающем мире, и главный из них — падение экономического роста, массовая безработица, появление целой армии людей, живущих на ренту от государства. Это не пустая фантазия: по данным статистики, в большинстве развитых стран 50% молодёжи уже сегодня живут на пособия, а занятость трудоспособного населения сократилась до 1 600 часов в год. Если будущее Земли за этой категорией населения, то каким будет это будущее: эпохой деградации и гедонизма или наоборот, некоей золотой эрой, когда у человечества, освобождённого от необходимости вкалывать от зари до зари ради хлеба насущного, появится больше простора для творчества и саморазвития?

Литературе любой — и фантастике в первую очередь — для затравки сюжета необходим конфликт. Не удивительно, что антиутопий в фантастическом жанре куда больше, чем произведений о счастливом будущем — ведь фантастика справедливо считается «тревожной кнопкой» современной литературы. Однако, по мнению гендиректора медиа-холдинга «Уральский рабочий» Евгения ТУЛИСОВА, позитивные сценарии будущего не менее важны для предотвращения рисков, чем пост-апокалиптические, и первые тоже могут сыграть роль «прививки от катастрофы». В этом смысле опыт у российских фантастов уже наработан, причём не только в классике вроде «Туманности Андромеды», но и в произведениях современности. Например, проекты «Мир за углом» и «СССР-XXII век», реализованные при участии Сергея Чекмаева, как раз и преследуют цель смоделировать некий идеальный вариант будущего для России. На очереди ещё один проект такого рода с рабочим названием «Неостров Крым», в котором, по задумке разработчиков, должны принять участие как российские, так и украинские писатели-фантасты, ныне оказавшиеся по разные стороны баррикад.

Кстати

В рамках фестивальных мероприятий «Аэлиты-2016» состоялось несколько семинаров, посвящённых актуальным проблемам жанра. Среди них дискуссии о проблемах искусственного интеллекта и написании сценариев для компьютерных игр, выставка интерактивных визуальных инсталляций, интерактивное аудиовизуальное искусство «Движение света», мастер-классы для начинающих писателей, традиционный блиц-турнир «Рассказ за 100 минут», презентации сборников «Аэлита-012» и «Три по сто», а также видеомост с организаторами крымского конвента «Фанданго». О том, кто на сей раз пополнил ряды лауреатов фестиваля, читатели ВЕ узнают в одном из ближайших номеров.

erid: erid: