Билет в страну без насилия » новости Екатеринбурга и УрФО

Билет в страну без насилия

25-08-2016, 13:26
Билет в страну без насилия
Фото:

Воспитатель Галина МАНЫЛОВА работает в детском доме уже 22 года. Она любит свою работу и старается делать её на совесть и с душой. Однако, как и многие другие коллеги, очень часто идёт на работу с тяжёлым сердцем. За два десятка лет так и не привыкла слышать грубость в свой адрес, пренебрежение, мат. И ведь вроде её подопечные — неплохие ребята, и всё необходимое у них есть. Почему же вместо спокойной, доброжелательной беседы они замыкаются, грубят, срываются в агрессию? А ведь одно резкое слово порой способно испортить настроение на весь день.

В 2011 году специалисты екатеринбургской благотворительной организации «Семья детям» провели анонимный опрос среди бывших воспитанников детских домов. Большинство из них признались, что испытывали давление со стороны взрослых. Ситуацию усугублял закрытый характер учреждений, который формирует особые правила межличностного общения. Жить в таких условиях одинаково тяжело и детям и взрослым.

В прошлом году «Семья детям» провела ещё один опрос, на этот раз были охвачены и дети, и родители, и сотрудники образовательных учреждений. Выводы заставляют задуматься — около 70% несовершеннолетних являются жертвами насилия со стороны взрослых. Впрочем, не стоит понимать эти слова буквально — речь не обязательно идёт об актах физической жестокости. Психологическое давление, резкий окрик, серьёзное наказание — всё это тоже может расцениваться как насилие. В результате получается парадоксальная картина: как дети, так и взрослые, связанные друг с другом государственной системой сиротского попечения, испытывают давление друг на друга. Отсутствие взаимопонимания приводит к эскалации конфликта. И в результате в сознании общества складывается стереотип, в котором воспитанник детского дома — агрессивный, замкнутый волчонок, в то время как воспитатель — жестокий цербер-надзиратель. Сломать этот стереотип не так-то просто.

Один из рисунков, созданных в рамках акции по профилактике травли в школе. Фото из архива организации.

Пять лет назад благотворительная организация «Семья детям» дала старт социальному проекту «Нет насилию в отношении детей». Несмотря на красноречивое название, он вовсе не ставит своей целью «приструнить» нерадивых взрослых и защитить от них юных подопечных. Как комментирует директор организации «Семья детям» Лариса БУЧЕЛЬНИКОВА, проблема лежит значительно глубже и затрагивает интересы обеих сторон. Главная цель проекта — понять причины взаимной агрессии и научиться её преодолевать. Ведь нередко грубость воспитателя может быть спровоцирована самим ребёнком, в то время как он грубит и огрызается порой лишь потому, что не умеет иначе выражать накопленные эмоции.

Пилотной площадкой проекта «Нет насилию в отношении детей» стал Малоистокский детский дом. Специалисты организации «Семья детям» выходили в учреждение, проводили тренинги и семинары для педагогов, воспитателей, сотрудников администрации.

— Даже имея серьёзный педагогический стаж, они остаются живыми людьми, подверженными эмоциям, — говорит Лариса Бучельникова. — Им необходимо общение друг с другом, психологическая разгрузка, моральная поддержка.

Увидев, что потребность в такого рода помощи только растёт, «Семья детям» расширила рамки проекта. На сегодняшний день в него вовлечены 5 екатеринбургских детских домов. Одна из проблем, стоящих перед воспитателями — активное использование нецензурной лексики.

— Вместе с воспитателями мы выделили основные причины, почему ребёнок из детского дома может материться. Чаще всего он это делает, потому что не умеет по-другому выражать сильные эмоции. Так он может провоцировать, чтобы добиться реакции взрослого, его внимания, — считает Лариса Бучельникова. — Какими бы ни были причины, у воспитателей есть свои чувства, и такое отношение со стороны детей ведёт к бессилию и обесцениванию себя как человека и педагога. Для нас же важно, чтобы взрослые могли работать с эмоционально нестабильными детьми, важно, чтобы их не вышибало от одного резкого слова. На занятиях мы учим воспитателей тому, что не стоит ожидать от детей вежливости, это мешает работе.

В течение прошлого года в рамках проекта «Нет насилию в отношении детей» было проведено 12 рабочих встреч, организовано 15 семинаров и 20 тренингов.

После прихода «Семьи детям» в наш детский дом работа сильно изменилась, — говоритвоспитатель Светлана ШЕВЧЕНКО. — Дети стали более спокойными, стали нас слышать, не реагируют так бурно. Все это за счёт того, что взрослые стали меняться. Нам не дают конкретных решений, а рассказывают, откуда брать ресурсы, как выстраивать отношения с детьми и как всё это влияет на поведение.

Различным формам насилия могут быть подвергнуты не только воспитанники детских домов, но и домашние дети. При этом случаи жестокого обращения возможны не только со стороны взрослых, но и со стороны сверстников: случаи травли в среде школьников в последнее время не так уж редки. Более того, как сетуют специалисты благотворительной организации, подчас подобное поведение воспринимается как норма. Понимая важность этой проблемы, «Семья детям» ведёт работу и за рамками проекта «Нет насилию в отношении детей». В частности, работает с педагогами школ, детских садов, специалистами социальной помощи семье и детям. Обучающие мероприятия проходят по всей Свердловской области. Особенно широко данная инициатива представлена в Верхней Салде — там обучено уже более 50 специалистов из 27 государственных учреждений. Уже сейчас специалисты благотворительной организации «Семья детям» готовы оказать методическую помощь учителям и психологам из разных городов. Если в вашей школе происходят конфликты между детьми и педагогами либо столкновения между сверстниками, вы можете обратиться за советом к специалистам на сайте: family2children.ru.

На заметку

Что делать, если вашего ребёнка травят в школе?

Травля — это наиболее распространённый вид школьного насилия в настоящее время. Травля — это когда человек или группа людей бьют другого человека, смущают его, угрожают ему снова и снова и делают это нарочно. Она никогда не прекратится без вмешательства взрослых.

Итак, что делать?

* Сохраняйте спокойствие. Демонстрируйте уверенность, что вы, ваш ребёнок и школа способны работать вместе, для того чтобы разрешить ситуацию.

* Разберитесь, что случилось, и восстановите последовательность событий. Задавайте вопросы и верьте тому, что ваш ребёнок говорит вам.

* Как можно скорее свяжитесь с учителем вашего ребёнка. Попросите о личной встрече. Поговорите, что может сделать учитель, школа, ваш ребёнок и вы, чтобы остановить травлю.

* Помогите вашему ребёнку научиться быть устойчивым к травле. Помогите вашему ребёнку развить навыки дружбы. Попросите совет у учителя или школьного психолога.

Как НЕ надо поступать:

* Обещать сохранить травлю в секрете. Крайне важно информировать об этом учителя, чтобы каждый мог работать вместе на то, чтобы остановить травлю.

* Звонить родителям детей, которые травят вашего ребёнка. Родители детей, которые травят других детей, часто занимают оборонительную позицию. Противостояние и конфликты с ними почти всегда только ухудшают ситуацию.

* Поощрять вашего ребёнка и настраивать его на то, чтобы он дал сдачи. Это подвергнет вашего ребёнка опасности. Вместо этого скажите вашему ребёнку, чтобы он поговорил с учителем, когда его травят.

* Обвинять ребёнка за то, что его травят. Обвинение прерывает общение с ребёнком, и он чувствует себя беспомощным. Чётко объясните вашему ребёнку, что он не сделал ничего такого, за что его можно было бы травить.

erid: erid: