Как подготовиться к школе за месяц?

Как подготовиться к школе за месяц?

Нет, мы не будем рассказывать, как за месяц научить ребёнка читать, писать и считать, тем более что это, по мнению специалистов, не главное. Для будущего первоклассника важны совсем другие навыки: произвольное внимание, самостоятельность, ответственность и т. д. Постоянный эксперт «Вечёрки», психолог, нейропсихолог Ольга БЕЛЯШОВА дала ценные рекомендации по их развитию.

Играем в «Что исчезло»

Один из самых важных навыков — произвольное внимание, которое направляется на что-либо усилием нашей воли. Нам, взрослым, наличие данного навыка позволяет, например, выполнять работу даже тогда, когда этого делать не хочется. Ребёнку — слушать учителя, даже если тема урока (и/или оратор) не вызывает интереса.

Ольга БЕЛЯШОВА. Фото: предоставлено собеседницей.
Для развития внимания существует множество упражнений. К примеру, игра «Что исчезло?», во время которой несколько предметов выкладываются в ряд, а потом один прячется за спину. Задача ребёнка — сказать, какого из предметов недостаёт. Причём с каждым разом их количество должно увеличиваться.

Для той же цели подходит и чтение вслух с последующим обсуждением и пересказом прочитанного.

Учим собирать портфель

Для развития навыка самостоятельности как нельзя лучше подойдёт ритуал сбора портфеля. Этим должен заниматься сам ребёнок, а не мама. Хотя бы потому, что находить в портфеле предметы будет намного проще. Начать тренироваться можно ещё до наступления 1 сентября, если школьный ранец уже куплен.

Развить навык самостоятельности поможет также выбор ребёнком одежды на следующий день.

Просим найти то, что потерял

С забывчивостью и рассеянностью боремся следующим образом: просим любимое чадо самостоятельно найти то, что он потерял.

Поначалу это требует от вчерашнего дошкольника усилий, и часто — немалых. Соблазн броситься ребёнку на помощь очень велик, но держим себя в руках. Максимум, что может позволить себе родитель, — это подсказки.

Именно так, постепенно, к малышу приходит осознание того, что вещи теряются из-за невнимательного к ним отношения, и понимание ответственности за свои действия, подчёркивает Ольга Беляшова.

Организуем пространство

Чтобы ребёнку было легче ориентироваться в вещах и предметах, правильно организуем вокруг него пространство. В этом помогут различные полочки, ящички и коробочки.

— Сортировка предметов по их предназначению очень облегчает жизнь и экономит время, — отмечает психолог. — Ребёнку будет намного проще найти, к примеру, цветную бумагу, если он знает, что она лежит в определённом ящике с принадлежностями для творчества. И кто знает, может быть, грамотно организованное, комфортное и уютное пространство пробудит в малыше желание соблюдать порядок?

Подаём личный пример

Мамы и папы тоже опаздывают на работу, а заодно и в школу с ребёнком, иногда теряют важные документы и периодически бегают по квартире, вопрошая, где их очки, часы или телефон.

— Помните, что дети перенимают «маленькие» слабости родителей очень быстро, и тогда предпринимаемые вами усилия не приведут к желаемому результату. Начинать меняться надо с себя, — резюмирует Ольга Беляшова.

Важно

Невнимательность, рассеянность, неорганизованность невозможно исправить в один момент. Это длительный и часто трудоёмкий процесс, требующий от мам и пап терпения и настойчивости.

Если что-то не получается, не нужно винить ребёнка или себя. Просто возьмите паузу, чтобы продолжить в другой раз.

На заметку

Что ещё нужно успеть до 1 сентября

Познакомить ребёнка со школой. Прогуляйтесь до места его учёбы; если есть возможность, зайдите в здание школы, покажите раздевалку, столовую, классы, туалет и т. д. Это позволит ребёнку не растеряться в первый учебный день.

Создать положительный настрой на учёбу. Вспомните первую учительницу, одноклассников, походы с классом, вместе полистайте школьный альбом, при встрече со знакомыми гордо говорите: «Мой сын (дочь) идёт в первый класс!»

Привлечь ребёнка к покупке формы и школьных принадлежностей. Пусть он почувствует причастность к большому событию.

Составить новый режим дня. За 2 недели до 1 сентября попробуйте вставать, обедать и ложиться по «школьному времени».

Научить ребёнка ориентироваться во времени. Подарите ему часы и научите определять время.

Вооружить будущего первоклассника информацией о себе и родителях. Он должен знать собственные имя, отчество и фамилию, а также ФИО мамы и папы. Кроме того, адрес проживания и контактные телефоны для связи с родителями.

Организовать «рабочее место». Если нет специального стола, можно в определённые часы превратить в «рабочий» обеденный.

Поиграть «в школу», чтобы научить ребёнка правилам: приходить в класс до звонка, поднимать руку перед тем, как ответить, спрашивать разрешения у учителя, чтобы сходить в уборную, и т. д.