Что общество вправе требовать от чиновника? » новости Екатеринбурга и УрФО

Что общество вправе требовать от чиновника?

25-09-2012, 08:00
Что общество вправе требовать от чиновника?
Фото:

Судя по данным только что опубликованного Всероссийским центром изучения общественного мнения социологического исследования, граждане страны в большинстве своём (61%) выступают за то, чтобы у представителей власти никаких материальных и денежных активов за кордоном не было — ни недвижимости, ни банковских счетов, ни иностранных ценных бумаг. Однако если авторы обсуждаемого в Госдуме соответствующего законопроекта рассчитывают, что столь жёсткий шаг подорвёт отечественную коррупцию (в мировом рейтинге Россия по этой позиции на 143-м месте из 182 возможных), то согласны с ними в этом менее трети (31%) граждан.

То есть, делаем мы не лишённый основания вывод, граждан страны, собственно, волнует не столько то, есть ли у чиновника или депутата счёт в Швейцарии или квартирка в Париже, — главное, чтобы чиновник (депутат) не выделялся из массы, а именно: раз у меня нет британской недвижимости — почему у него она должна быть? При этом за скобками остаётся проблема качества всей российской власти: гоняясь за тенями богатых, мы априори высказываемся за нищую власть? Чиновники и депутаты должны быть «народными» — в смысле, ничем из народа не выделяться, в том числе и своим материальным достатком? Слов нет, разрыв между богатыми и бедными слоями в России огромен — по некоторым оценкам, в пределах 16—20 раз! — и он чреват социальными взрывами и представляет определённую угрозу национальной безопасности. С чем, естественно, мириться нельзя, и власть, если она действительно желает видеть Россию спокойной и процветающей, должна делать всё, чтобы такие риски для судьбы Отечества если не ликвидировать, то елико возможно минимизировать. Но вряд ли за счёт возрождения раскулачивания — «отнять и поделить». В истории России уже были периоды, когда власть была нищей — народ от этого богаче не становился, скорее, торжествовал принцип «кормления на должности», и мы получали государство, которое граждан эксплуатировало, а не защищало.

Да, в нашем новоявленном капитализме чины тоже считаются доходным местом — но всё-таки мы всё в большей степени наблюдаем, что от состоявшегося в жизни и достигшего определённого уровня жизни человека пользы на чиновном посту больше, нежели от того, кто считает копейки. Ибо последнее провоцирует того, как говаривал герой одной любимой в народе комедии, путать свою личную шерсть с государственной. Мне кажется, куда важней, чтобы власть во всех её ветвях — законодательной, исполнительной, судебной — становилась профессиональной и была равноудалена от любой другой ветви власти. Чтобы депутаты не давили на чиновников, а чиновники не пользовались телефонным правом в судебном заседании, чтобы граждане могли высказываться открыто по поводу действий всех ветвей власти. Но чтобы и гражданское общество тоже было ответственным, не допуская манипулирования собой ни с чьей стороны — хоть «административного ресурса», хоть оппозиции, партий и движений, которых сейчас снова стало не счесть, — и, доверяя власть тем или иным претендентам на неё, оценивало их не по имущественному признаку, а по интеллекту, нравственности, прагматизму.

Да и как вы себе представляете ситуацию, когда, допустим, крупный бизнесмен, который на честно заработанные средства заимел имущество за границей, — а имущество за границей есть сегодня, к слову, уже и у многих из так называемого среднего российского класса — становится депутатом или чиновником, он что, должен тут же ликвидировать эти материальные активы, продать-закрыть? Наверное, куда правильней, если такое имущество и счета будут задекларированы, а их пополнение, если таковое случится во время чиновно-депутатской карьеры, ежегодно сопоставлялось с доходами и тем самым обосновывалось — либо не обосновывалось — с соответствующими выводами на основе законодательства. Загодя же ставить людей под подозрение — что называется, «на всякий случай», ограничивать их в правах, изначально подозревать в том, что они будут красть (как, видимо, крали до сих пор — такова логика размышлений обывателя), означает не просто сеять социальную рознь; это означает распространять по стране вирус охоты на ведьм. И всего лишь вопрос времени, как скоро эта охота перекинется на адрес тех, кто сегодня мыслит не категориями закона, а руководствуется «понятиями». Да, коррупционер точно должен сидеть в тюрьме или быть приговорён к громадному штрафу, и это должно быть неотвратимо, и это справедливо, это несёт определённый очистительный момент всему обществу — но жизнь «по понятиям», доказано нашей же историей, как раз и приводит к росту воровства и коррупции. Если мы говорим о власти как элите ответственных, озабоченных судьбой страны и её народа людей, то мы и должны предъявлять требования к этой элите как, извините за высокопарный слог, передовому отряду мыслителей, которые законы справедливые пишут и сами честно живут. Когда чиновник или депутат пыжится от того, что причислен к касте неприкасаемых, или, того более, возомнил, что эта каста и есть государство — «государство — это мы», — этому чиновнику и депутату должно быть указано на дверь. Имущество и счета за рубежом к такому решению никакого отношения иметь не должны — как и отсутствие оных какой-либо индульгенцией.

erid: erid: