История — это наука строить будущее » новости Екатеринбурга и УрФО

История — это наука строить будущее

27-07-2011, 08:00
История — это наука строить будущее
Фото:

В минувшую пятницу Президент Дмитрий МЕДВЕДЕВ провёл во Владимире — одной из колыбелей Великой Руси — совместное заседание двух своих советов: по культуре и искусству; по науке, технологиям и образованию с вопросом о подготовке к празднованию в 2012 году 1150-летия зарождения российской государственности.

Дата носит, естественно, отчасти символический характер («государственность не возникает ни за год, ни за два, ни за 10 лет», подчеркнул Медведев во вступительном слове). Однако именно 862 год, когда раздираемые междоусобными войнами племена восточных славян призвали на княжение Рюрика, и тому с его братьями удалось раздор прекратить, и пошло объединение земель и племён под властью Новгорода, считается ключевым. Остаётся лишь добавить, что со времён предыдущего общегосударственного празднования этой даты — 1000-летия Руси, устроенного императором Александром II, который считал, что торжества не только дадут стимул к подъёму государства, но и помогут сближению власти и народа;— прошло полтора века. Советская власть, как известно, вела отсчёт истории с 1917 года; всё, что было до того, отображалось через калейдоскоп персон правителей; немногих — успешных, но большинство — на беду трудовому народу — блуждавших в потёмках либо вовсе узурпаторов.

Так что ныне живущие в России поколения имеют возможность, а организаторы празднования обещают им в том помочь, приобщиться к истинной истории нашего государства — его нравственным, культурным, философским, юридическим корням, — с тем, чтобы понять себя нынешних и консолидироваться для будущего страны. Именно такой тезис можно вычленить как главенствующий на президентском совещании.

В российском обществе, действительно, множество проблемных вопросов, в том числе достаточно претензий к государству. К тем его представителям, кто пытается использовать трудности периода для возрождения идеологии государственного главенства над обществом. Попытки «богом избранных» навязывать систему собственных взглядов, рядиться в тогу «непогрешимых», а свои действия выдавать за не имеющие альтернативы — «народ не дорос до демократии»; «кто не с нами, тот враг стабильности» etc — это как раз противоречит вековой истории Руси, где государство изначально формировалось как правовое, развивалось на основе общенационального консенсуса.

Свод правил поведения, затем законов основывался не на навязанных сверху «видениях», а на определённых ценностях, рождённых в обществе; идея справедливости — вот краеугольный камень уклада российского государства. Понятно, можно говорить о том, что критерии справедливости тоже понимались в разные времена по разному, и устанавливались они государством — точнее, его уполномоченными, часто по их разумению, — но всякий раз после «откатов» в жёсткий курс даже правители понимали, что власть не может не учитывать мнение людей.

Медведев эту тезу обозначил, сказав, что «власть нужна для того, чтобы государство развивалось, чтобы люди жили лучше, и поэтому власть должна учитывать как интересы обычных людей, так и их традиции, традиции разных народов, которые объединены в большой стране».

Но пока мы наблюдаем, как разного рода начальники договариваются меж собой о том, как нам всем жить, и народ им представляется лишь надоедливым просителем. Центростремительная форма управления привела к зависимости бизнеса от государства, нижестоящих субъектов власти от вышестоящих ведомств. Ничтожность «маленького человека» перед государственной машиной возродила армию конформистов, тех, кто готов лгать на присяге и запродать душу хоть дьяволу, хоть партии, лишь бы добиться полномочий и богатства или подачки на бедность. Когда страна становится большим собесом — чуть не половина бюджета у нас уходит на социальные выплаты и доплаты, — вместо персональной ответственности царит коллективная безответственность и тотальная жадность — в результате тонут корабли, падают самолёты, выгорают деревни, а четверть казны разворовывается, — это не государство, это маргинальное сообщество. Где законы изначально несправедливы и контролю исполнения не поддаются; а есть «понятия», и граждане вынуждены по этим понятиям с государством бороться — проигрывая в судах 9 из 10 исков, — вместо того чтобы рассчитывать на государственную защиту своих конституционных прав.

Без свободы личности и демократических институтов, пестуемых государственно-политической системой, не бывает долговечных государств: тоталитарные модели падают с завидным постоянством. Ведь отчего бежит из России капитал? Его не устраивают ни чиновничьи поборы, ни чиновничья «крыша», а ещё он не видит своего места в экономике, где 70% рынка занято государством. Почему смотрит на сторону треть российской молодёжи? Её пугает перспектива «подстраиваться» под модель государственно-олигархического устройства, в то время как перед их глазами есть примеры иных государственных устройств, где легко дышится, мыслится, творится.

Впрочем, не обязательно засматриваться на Запад; тем более что и на нём было и есть немало пятен; в истории России тоже были времена светлых общенациональных порывов. Знать надо все стороны нашей истории. Чтобы не повторять ошибок прошлого и быть уверенным в завтрашнем дне.

erid: erid: