Областные депутаты запутывают избирателей. А зачем? » новости Екатеринбурга и УрФО

Областные депутаты запутывают избирателей. А зачем?

30-01-2013, 08:00
Областные депутаты запутывают избирателей. А зачем?
Фото:

На открывшемся вчера двухдневном заседании Законодательного собрания Свердловской области депутаты запланировали рассмотреть проект областного закона, суть которого в том, чтобы на выборах депутатов представительного органа муниципального образования, где число зарегистрированных избирателей более 200 тысяч и где выборы проводятся в том числе по партийным спискам, этот список кроме общемуниципальной части должен состоять и из территориальных групп кандидатов — по избирательным округам.

Напомним, что в нашем городе Гордума состоит из 36 депутатов. В сентябре этого года впервые пройдут выборы по смешанной схеме: 18 депутатов будут избраны по одномандатным избирательным округам, другие 18 депутатов — по спискам кандидатов, избирательные объединения, преодолевшие 5%-ный барьер, распределят между собой мандаты пропорционально тому, как между ними распределятся голоса избирателей. При условии, что таких объединений будет не менее двух, и они совокупно получат не менее половины голосов.

Законодательная инициатива депутата Виктора ЯКИМОВА, которую сейчас и пытаются претворить в жизнь областные депутаты, является некой калькой с не так давно вступивших в силу новелл в порядке формирования Государственной Думы РФ и региональных парламентов. На том уровне их смысл был понятен. В России существует некое количество «партий имени одного человека». Эти персоны достаточно популярны, и из раза в раз повторялась одна и та же ситуация: не очень сведущие в политических вопросах избиратели голосуют за лидера партии, но в итоге в Госдуме появляется партийная фракция из депутатов, о которых их собственные избиратели не знают ничего, даже фамилий не узнают. И депутаты эти, как правило, абсолютно не представляют специфику жизни людей в глубинке, которую они взялись представлять. Отсюда и появились «территориальные группы» — каждая партия обязана представить избирателям кандидатов, известных в регионах страны. Если у партии нет популярных людей в регионах (а так часто бывает — достаточно вспомнить, скажем, злоключения «Яблока» в Екатеринбурге), так это, извините, не партия…

Имеет ли смысл спускать это на уровень пусть и большого, но города? Что, у нас есть «общегородские персоны», которые ни разу не были, скажем, на Химмаше? И неизвестные жителям Химмаша? Партийный список с территориальными подсписками — это ведь, по сути, те же одномандатные выборы…

То, что это внесёт известную сумятицу в умы избирателей во время голосования и вполне может повлиять на его итоги — понятно: избиратель получит список кандидатов-одномандатников, общегородские списки, списки по округу… Новация априори предполагает дополнительные затраты на избирательную кампанию, что тоже не должно радовать налогоплательщиков.

Однако поразмышляем над тем, что может получиться на выходе — при раздаче мандатов победителям. Если по одномандатному округу победитель будет всё-таки из списка конкурентов, которые значились в бюллетене, и избиратель, зная, кто сколько голосов набрал, с этим согласится, если выборы признаны проведёнными по закону, то ситуация с теми, чьи фамилии будут внесены в партийные территориальные списки, столь очевидной не выглядит. Ибо на выходе — при раздаче депутатских мандатов — учитывать предлагается не только, сколько в целом получит то или иное избирательное объединение голосов избирателей по муниципальному образованию, но и то, сколько голосов получат территориальные группы этого объединения в каждом округе. И не факт, что кандидаты, чьё объединение «вырвало» победу в территориальном округе у представителей других партийных объединений, в Думу пройдут.

Может случиться, что в процентном соотношении группа из другого округа, даже проиграв другим партиям в своём округе, получит больше мандатов (многое зависит ведь и от явки избирателей и численного состава округа — они равны примерно, но не идентичны), будет выглядеть лучше, ей и достанутся дополнительные или «свободные» мандаты. И выйдет натуральный обман избирателя: голосовали за один список — в Думе другой. И где, спрашивается, справедливое представительство территорий, о котором, судя по логике законодательной инициативы, печётся депутат Якимов, а его новацию без крика принимает вся депутатская компания? Применять в Екатеринбурге, где избирается по партийным спискам всего-то 18 депутатов, принцип, используемый для избрания 450 депутатов Госдумы, уравнивать ситуацию в обширной стране с её социально-экономическим, национальным, политическим, наконец, географическим многообразием с укладом жизни пусть и не малого, но всё-таки муниципального образования, представляется довольно опрометчивым шагом. Меняя на ходу и практически в преддверии избирательной кампании устоявшиеся правила, можно наступить на грабли, которые «выстрелят» в самый неудобный момент и с непредсказуемым результатом.

erid: erid: