новости Екатеринбурга > Политика > «А зато мы вам огромные дотации… нарисуем»

«А зато мы вам огромные дотации… нарисуем»


10-10-2013, 08:00. Разместил:

Областной премьер Денис ПАСЛЕР заслуживает похвалы, ибо есть за что. Со скандинавской решительностью (именно там высокопоставленные чиновники первыми урезали себе в кризис зарплату — это помнят многие) заявил во вторник после одобрения в Законодательном собрании области ряда имеющих отношение к бюджету законопроектов: «Есть такая статья расходов — содержание аппарата губернатора и правительства Свердловской области, она точно будет урезана на 10%».

Будем надеяться, что в целях ещё более глубокой экономии движение за минимизацию расходов по содержанию региональной власти возглавят непосредственно губернатор и председатель правительства с министрами — а иначе как стимулировать к урезанию запросов собственный аппарат?!

Однако шутки шутками, а в действительно запущенном благодаря одобрению региональными депутатами бюджетном процессе 2014 года явно просматриваются пока только сокращения муниципальных бюджетов. А именно: вводятся новые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований региона от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), подлежащих зачислению в областной бюджет. Конкретно — это будут 3% от НДФЛ вместо нынешнего норматива в 7%. Данную «коррекцию» озвучила в Законодательном собрании министр финансов области Галина КУЛАЧЕНКО.

Сокращение, как видим, более чем в 2 раза, а вовсе не на 10% и тем более не на рекомендованный федеральными властями 5-процентный уровень урезания бюджетных трат на 2014 год (в связи со сложной экономической обстановкой).

Для бюджета Екатеринбурга это означает потерю в 1,7 млрд. рублей. Существенно, другого и не скажешь.

Объяснения региональной власти, что с понижением норматива отчислений по НДФЛ правительство области «укрепит экономику муниципалитетов» за счёт части отчислений от акцизов на нефтепродукты и полного зачисления доходов от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также субвенций из областного бюджета «на дошкольное образование», — выглядят лукавыми.

Хотя бы по той простой причине, что все эти предлагаемые «дополнительные статьи доходов» плохо просчитываются на этапе составления бюджета, и строить на их основе расходную часть бюджета практически нельзя. Сколько будет потрачено бензина в области, или какое количество покупателей-арендаторов найдётся на «ничейные» земли, заранее не может быть известно, да и сами эти статьи доходов невелики. К тому же роль муниципалитетов в их росте/падении минимальна — во всяком случае, она значительно меньше той, которую могут и должны играть местные власти в создании условий для работы всей экономики, с которой и собирается НДФЛ.

В Екатеринбурге, как известно, условия для предпринимательства практически идеальны, если оценивать их на фоне общей деловой атмосферы в России. Наш город — средоточие сотен брендов, тысяч компаний и организаций, предприятий большого и малого бизнеса. И соответственно, мы и по объёмам НДФЛ лидируем, формируя львиную долю областного бюджета и обеспечивая две трети всех налоговых отчислений региона в вышестоящие бюджеты.

Впрочем, вернёмся к потерям Екатеринбурга. Да, в релизе на сайте областного правительства за вторник записано, что «компенсация» будет якобы равна потерям города. «Екатеринбург: НДФЛ — минус 1,7 млрд. рублей, субвенция — плюс 1,7 млрд. рублей».

Но, во-первых, данная областная субвенция — как и любая иная субвенция, согласно Бюджетному кодексу РФ, — может быть потрачена только на определённые, указанные в её направлении, цели. В нашем случае — «на дошкольное образование». То есть, бюджет Екатеринбурга, лишаясь почти 2 млрд. рублей по НДФЛ, которые можно было бы распределить по самым животрепещущим муниципальным программам, теперь не будет иметь такой возможности — соответственно, придётся корректировать все (или значительную их часть) расходные статьи. В том числе и на образование с медициной — стройку детсадов, реконструкцию больниц и проч.

Во-вторых, ждать из вышестоящих бюджетов субвенций — это гадать на кофейной гуще, особенно когда экономическое море штормит: статья с расплывчатым назначением «дошкольное образование» едва ли будет отнесена к защищённым статьям регионального бюджета, а значит, при неясной экономической конъюнктуре вполне может случиться, что денег в казне не окажется — вот и нет субвенции. Либо придётся ждать обещанных денег как у моря погоды — к концу года. Но если они придут в конце года, то воспользоваться ими будет уже нереально: тратить эти бюджетные деньги следует не только на конкретную цель, но и в течение указанного бюджетного периода — иначе пропадут: по Бюджетному кодексу, они подлежат возврату туда, откуда пришли.

А в целом складывается впечатление, что областные власти, просчитав собственные возможности по реализации президентской задачи обеспечить к 2016 году всех желающих местами в детсадах, решили подкрепить их финансами от Екатеринбурга; откуда было тогда взяться мысли о субвенциях именно на эти цели, а не на другие программы? И не по той ли самой причине в правительственном релизе сделан акцент на том, что вместо потерь по НДФЛ в 3,3 млрд. рублей в связи с предлагаемыми новыми нормативами отчислений муниципалитетам области вкупе обещано субвенций на «дошкольное образование» на 8,7 млрд. рублей?

Похоже, вместо реальной оптимизации бюджетного процесса и повышения эффективности бюджетных направлений областные власти занялись простым аккумулированием финансов у себя — чтоб затыкать всевозможные дыры по обязательствам и в текущем финансировании отстающих и неумелых. Естественно, за счёт передовиков.


Вернуться назад