новости Екатеринбурга > Политика > Область в долгах как в шелках?

Область в долгах как в шелках?


18-10-2013, 08:00. Разместил:

Депутаты Екатеринбургской городской Думы нового созыва вплотную приобщаются к процессу формирования бюджета Екатеринбурга, и в этом им помогают руководители соответствующих подразделений мэрии, заместители главы городской администрации, отвечающие за эти направления деятельности. На днях прошёл семинар с целью ознакомления депутатов с особенностями бюджета Екатеринбурга — его провёл начальник департамента финансов администрации города Андрей КОРЮКОВ, прошло и заседание самой многочисленной комиссии городской Думы — по бюджету и экономической политике, с отчётом департамента финансов об исполнении бюджета за первое полугодие 2013 года.

И уже на этом заседании зафиксированы тревожные для города факты.

При относительно благополучных показателях наполняемости доходной части и исполнения расходной части городского бюджета, завязанных собственно на экономику города и выполняемых благодаря проводимой властями муниципалитета политике, народные избранники отметили заметный «провал» по поступлению трансфертов из областного бюджета. В частности, не поступили средства облбюджета на строительство и реконструкцию детских садов (запланировано 312,6 млн. рублей), на софинансирование муниципальных программ по энергосбережению (93,6 млн. рублей) и ещё на целый ряд капитальных расходов.

Кроме того, из 3,9 млрд. рублей на программу «Столица» по результатам полугодия в Екатеринбург поступило лишь 86,9 млн. рублей. И как сообщил заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр ВЫСОКИНСКИЙ, общая сумма программы «Столица» снижена областными властями с обещанных 20 млрд. рублей до 2,5 млрд. — фактически в 10 (!) раз.

Область, по сути, уже начала урезать бюджетные расходы, и в будущем году муниципалитеты это почувствуют сильно. Власти Свердловской области, как известно, намереваются существенно снизить долю зачисляемых в доходы муниципалитетов долей налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

К слову, пострадают при этом более всего успешные муниципалитеты — а таковым, собственно, на территории области является только Екатеринбург, где формируется до 60% (!) консолидированного бюджета региона. И если в 2013 году бюджет Екатеринбурга получил 27% от собранного на территории города НДФЛ, то в 2014 году, при установленных областью порядках, получит только 18%. Хотя по закону региональные власти вполне могут увеличивать эту ставку в пределах 40%.

Уже звучало, что потери Екатеринбурга могут составить более 1,7 млрд. рублей. И заявления областных руководителей, что примерно такая же сумма может вернуться в город на финансирование сферы дошкольного образования, так что «переживать», мол, ни к чему — это не более чем лукавство. Любому мало-мальски подкованному финансисту понятно, что субсидии, обещанные регионом, ещё не факт, что до муниципалитета дойдут вовремя, если вообще дойдут — отчёт за первое полугодие этого года, который рассматривала депутатская комиссия, тому подтверждение, — и тратить такую субсидию, как и любую субсидию, согласно закону, можно только на чётко указанную цель. А значит, все остальные программы развития муниципалитета побоку. В то время как оставь область нормальные отчисления НДФЛ городу, хотя бы в процентах текущего года, — вопросов бы не возникало.

Скажем, руководство Новосибирской области, получили мы сообщение на днях, решило не отбирать НДФЛ у муниципалитетов. Аргументация новосибирских областных финансистов заслуживает быть процитированной. Как подчеркнул на заседании правительства Новосибирской области первый зампредседателя правительства — министр финансов и налоговой политики Виталий ГОЛУБЕНКО, «мы не воспользовались правом, позволяющим субъектам РФ с 2014 года изъять из местных бюджетов 10% НДФЛ. Правительство области приняло непростое решение о сохранении в 2014 году действующего паритета распределения налога — 60% в областной бюджет, 40% — в местные бюджеты. Таким образом, данные средства в размере порядка 4,5 млрд. рублей позволят не только обеспечить расходные обязательства местных бюджетов, но и сохранить мотивировку у муниципалитетов повышать собираемость собственных доходов и НДФЛ в том числе» (Resfo.ru Сибирский бизнес-обозреватель).

Зададимся вопросом: а почему это ни губернатор Свердловской области, ни его правительство, ни депутаты Законодательного собрания области не берут пример с лучших образцов, где люди думают на перспективу, инвестируют в развитие, — а занимают позицию худших времён: «только бы выжить» да перераспределить бюджет всем сёстрам по серьгам, лишь бы не плакали?

Ответ довольно прост. Экономика Свердловской области за пределами Екатеринбурга дышит на ладан, и ограбить успешного — это уже бюджету приз. Ну и другая сторона вопроса: область сегодня в бюджетных долгах как в шелках.

По данным Министерства финансов РФ, Свердловская область входит в 25 субъектов Федерации с наибольшим объёмом государственного долга: на 1 сентября 2013 года он составлял более 18 млрд. 359 млн. рублей, и это самый большой долг среди регионов Уральского федерального округа. Для сравнения: в апреле 2011 года, по сводкам Минфина РФ, долги Среднего Урала составляли 9 млрд. 865 млн. рублей.

В самом деле, при таких долгах, которые при хилой экономике непонятно как отдавать, есть только одна «политическая» задача у власти — выжить. Область, похоже, разрешить эту задачу пытается испытанным методом — за счёт Екатеринбурга и его жителей…


Вернуться назад