Японская «магия» уральцам по плечу » новости Екатеринбурга и УрФО

Японская «магия» уральцам по плечу

28-09-2013, 08:00
Японская «магия» уральцам по плечу
Фото:

Может ли дерево быть металлическим? А металл деревянным? Вопрос далеко не праздный и далеко не шутливый. Оказывается, такое сочетание несочетаемого — вполне реально, если речь идёт о… старинной японской технологии художественной обработки металла, именуемой Мокуме Гане. Во всём мире этой технологией владеют в лучшем случае несколько десятков мастеров, и один из них — наш земляк, ювелир-самоучка Андрей МАЛЬЦЕВ. В четверг персональная выставка ювелирных изделий Андрея, выполненных в «древесно-металлическом» стиле, открылась в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства (пр. Ленина, 37).

На первый взгляд ничего особенного: обычные кулоны, кольца, браслеты, декоративные настольные часы. В чём «цимес», как говорят одесситы? В структуре используемого металла. Точнее, нескольких металлов сразу, слои которых в строго определённой химической пропорции соединяются между собой, после чего поверхность получившейся заготовки покрывается узорами, очень похожими на древесные. А вся текстура изделия становится разноцветной, причём без использования искусственных красителей.

Андрей МАЛЬЦЕВ рассказывает о тонкостях японской технологии. Фото: Антон БУЦЕНКО.

 Художнику после этого остаётся лишь дополнить «природный» орнамент недостающими штрихами — и вот он, неповторимо-уникальный шедевр ювелирного искусства. А теперь самый главный секрет Мокуме Гане — и заключается он в том, что изначально это отнюдь не мирная технология. По крайней мере, для японца. В далёкой древности аналогичный принцип смешения металлов использовался при изготовлении знаменитых самурайских катан — прямых двуручных мечей. Потому-то якобы катаны и были такими острыми и прочными.


Часы «Во времени» созданы из пяти разных материалов, собранных воедино в одном уникальном сплаве. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Проверить, так ли это, практически невозможно: секреты технологии передавались от учителя к ученику и не записывались ни в какие учебники и пособия. И, само собой разумеется, столь сложному искусству за месяц-другой не научишься. По словам самого Андрея Мальцева, технике Мокуме Гане его обучил в Испании известный японский мастер Саторо ХИРОКАШИ — после чего молодой уральский самоучка в течение 7 лет постигал азы этого древнего «дао» на практике. Причём весь технологический цикл — от плавки и смешивания разных металлов в тигле (ёмкость для нагрева, высушивания, сжигания, обжига или плавления различных материалов) до финальной огранки. Зато теперь учитель из Страны восходящего солнца может по праву гордиться учеником из Екатеринбурга — его работы хранятся в престижных частных коллекциях, а заказы на изготовление экзотических кулонов и брошей поступают со всего света.


Кулон «Африка» из коллекции «Континенты». Фото: Антон БУЦЕНКО.

Согласно легенде, любой артефакт, выполненный в технике Мокуме Гане, обладает магической силой, способной изменить к лучшему судьбу его владельца. Правда это или фантазия — пусть каждый решит сам для себя, но факт остаётся фактом: от творений Мальцева действительно сложно оторвать глаза. Да и самому Андрею, судя по всему, Мокуме Гане принесло удачу: за последние несколько лет он неоднократно становился призёром межрегионального конкурса ювелиров имени А. К. Денисова-Уральского.


Некоторые нюансы технологии Мокуме Гане можно разглядеть только под сильной лупой. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Видео: Антон БУЦЕНКО.

erid: erid: