Екатеринбург новости

Валюта: EUR 71,13 USD 63,95
» » » » У троллейбуса — день рождения

У троллейбуса — день рождения

Многие горожане, наверное, и не знают, что первая троллейбусная линия появилась в Свердловске-Екатеринбурге в разгар Великой Отечественной войны. Необходимость в освоении этого вида транспорта была продиктована условиями того времени: в посёлке Нижнеисетск разместился эвакуированный из Киева завод химического машиностроения, и нужно было возить рабочих. Поэтому осенью 1942 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве в Свердловске первой троллейбусной линии от улицы Фрунзе до этого посёлка.

В условиях жёсткой нужды, нехватки оборудования, рабочих рук троллейбусная линия была построена. Открытие состоялось 17 октября 1943 года. Начальник строительства, руководитель участка «Уралэлектростроя» Такиулла АЛИЕВ сам повёл первую машину во время пробного рейса и лично убедился: все системы работают нормально. В честь строителя первой троллейбусной линии названа одна из остановок маршрута № 1.

Фото: архив.
В ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление», которым руководит Александр МИРОШНИК, рассказали, что в послевоенный период развернулась большая и сложная работа по реконструкции и развитию городского электротранспорта, в том числе и троллейбусного хозяйства. В 1953 году протяжённость линий составляла уже 40 км. Большим подарком для горожан в 1961 году стали новые машины ЗиУ-5, которые к началу 70-х полностью вытеснили устаревшие троллейбусы.

И если протяжённость первой линии составляла 12 км, то на сегодняшний день общая протяжённость троллейбусных линий в Екатеринбурге составляет 168 км.

Первая троллейбусная линия протяжённостью 12 км была построена ещё в далёком 1943 году. О том, с какими трудностями столкнулись троллейбусники при эксплуатации линии, нам рассказала Нина ПОДКОРЫТОВА, которая ещё 18-летней девчонкой после непродолжительных курсов пришла в самое первое маленькое депо на Щорса — Белинского и стала одним из первых водителей троллейбуса в Свердловске.


Фото: архив.

— Я пришла в 1945 году, — вспоминает Нина Васильевна. — Тогда нам из Москвы прислали несколько списанных троллейбусов, из трёх один собирали. Машины не отапливались, не освещались. А представляете, каково было зимой? На конечной нам выдавали специальные мочалки и соль, чтобы мы могли оттереть замёрзшие окна. Дороги тоже тогда не чистили от снега — сами понимаете, послевоенное время, какие уж там грейдеры. Иногда съедем в канаву так, что вытаскивать троллейбус приходилось танкистам из ближайшей воинской части. Машин было мало, а пассажиров много, иногда даже на ступеньках висели. Так и ехали потихоньку с открытой задней дверью. Но потом мы начали получать и осваивать новые машины, открывались новые маршруты, у меня и ученики были — 7 человек.

Было Нине Васильевне чем и с кем делиться, ведь водителем троллейбуса она проработала 32 года, до ухода на пенсию.


Фото: архив.

Историю своего предприятия сотрудники ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» хорошо знают. И могут долго перечислять важные события. Например, в 1994 году троллейбус пошёл в жилой район УНЦ, в 1995 году — по улице Крауля, в 1996—1997-м — в микрорайон Ботанический. Одновременно строились путепроводы в районе улиц Челюскинцев — Смазчиков. К 275-летию Екатеринбурга пущена троллейбусная линия по улицам Челюскинцев — Смазчиков — Сулимова — Комсомольская, открыты новые линии по улицам Фрезеровщиков — Ильича и по улице Восстания. Таким образом, значится в исторической справке о ЕМУП ТТУ, за один год (1998-й) были пущены сразу 3 троллейбусных линии — такого город ещё не знал.

Сегодня в городе 19 маршрутов, в среднем в день на линию выходит 194 троллейбуса. Инвентарный парк насчитывает 250 единиц. Ежедневно троллейбус перевозит около 103 тысяч человек. Всего же за 70 лет работы перевезено 5 млрд. 289 млн. 700 тысяч пассажиров. Общий пробег с начала открытия троллейбусного движения составил 727 077 000 км.

В двух троллейбусных депо — Октябрьском и Орджоникидзевском — трудятся в общей сложности более 1 600 человек, в том числе 550 водителей, 450 кондукторов. Кроме того, добавили в ТТУ, для обеспечения качественной и безопасной перевозки задействованы не только водители и кондукторы — существует и множество других служб: энергохозяйство, служба движения, служба автоматики и связи, служба подвижного состава, аварийно-транспортная служба. Так что юбиляра они поздравляют все вместе. К слову, у опытных сотрудников предприятия есть замечательная поговорка: «Мастерство — это когда «что» и «как» приходит одновременно». Может, поэтому на первый взгляд неповоротливые машины так послушны и исполнительны.

К слову

В Октябрьском троллейбусном депо уже несколько лет существует прекрасная традиция: дети из городских художественных школ и школ искусств ежегодно раскрашивают один из троллейбусов, который затем, следуя по улицам города, радует горожан своей необычностью и яркостью красок. Акцию организуют отдел по делам молодёжи совместно с сектором координации работы учреждений здравоохранения администрации ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА.

Замечательная традиция — юные екатеринбуржцы ежегодно раскрашивают один из троллейбусов. Фото: Екатерина ТИТОВА.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.