Чкаловская шина до Берлина довезёт! » новости Екатеринбурга и УрФО

Чкаловская шина до Берлина довезёт!

7-05-2015, 08:00
Чкаловская шина до Берлина довезёт!
Фото:

Чкаловский район образован в 1943 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР. Площадь его на момент создания составляла 450 кв. км, население — 40 тысяч человек. По нынешним меркам — не так уж и много. Но в условиях войны даже сорок тысяч — грозная сила и несокрушимая армия, которая, находясь в глубоком тылу, вносила свой посильный вклад в грядущую Победу.

…Южная граница города была одним из рубежей, где ковалось оружие победы. Жителям предстояло в кратчайшие сроки наладить выпуск военной продукции. Созданные в довоенные годы предприятия вносят коррективы в планы, начинают работать на нужды фронта. Лифтостроительный завод освоил производство гранат, авиабомб, реактивных снарядов к «катюшам». На «Лесмаше» делают мины и арт-снаряды, ремонтируют военные машины. Уральский завод гражданской авиации осваивает сборку бомбардировщиков и боевых самолётов. На действующих предприятиях, в недостроенных и только проектируемых заводах размещаются эвакуированные производства. Так, на законсервированных строительных площадках «Уралхиммаша» решено было развернуть киевский «Большевик», единственный в те годы завод, специализирующийся на химическом машиностроении… В 1942 году завод выдал первую военную продукцию — 140 полевых миномётов. А завод Вторчермет занимался ремонтом военной техники. 18 февраля 1942 года на пакет-прессе предприятия был получен первый металлический пакет, и все годы войны заводчане с честью выполняли свою задачу — обеспечивали сырьём металлургические предприятия Свердловской области.

Завод резиновых технических изделий дислоцировался на площадках недостроенного мясокомбината. Его основу составили три эвакуированных предприятия: киевский «Красный резинщик», ленинградский «Красный треугольник» и московский «Каучук». 16 декабря 1941 года цех № 2 формовой техники выдал первую продукцию — резинометаллические катки для танков. В годы войны Уральский завод РТИ единственный в стране обеспечивал нужды фронта в резиновых изделиях для орудий, танков, самолётов, поставлял продукцию на машиностроительные предприятия, ремонтные базы и заводы для восстановления боевой техники … В том же 1942-м выдал первую продукцию для авиационной и танковой промышленности завод эбонитовых изделий (ныне ЗАО «Уралэластотехника»), созданный на базе московского завода № 145. В неприспособленных корпусах начат монтаж оборудования Московского опытного шинного завода, и в 1943 году изготовлена первая уральская шина 34 х 7 для грузового автомобиля ЗИС-5. Шинный завод оснащал массивными шинами бронетанковую и гусеничную технику, поставлял обрезиненные катки для уральских предприятий, выпускавших танки Т-34. Насосный завод, созданный на базе предприятия «Смычка», осваивает производство запчастей к миномётам и чугунных корпусов для ручных гранат.

Самоотверженный труд чкаловцев в военные годы отмечен многими высшими наградами. Есть они и у предприятий. Так, орденом Трудового Красного Знамени в 1945 году награждён коллектив «Уралхиммаша», а Уральскому заводу РТИ передано на вечное хранение Красное знамя Государственного Комитета Обороны.

Использована информация из книги «Чкаловский район. Дорогой славных дел».

Знаете ли вы, что…

В 1942 году на территории района введён в эксплуатацию водовод от озера Карасье и технический водовод от Нижне-Исетска до «Уралхиммаша».

В 1943 году при активном участии трудящихся предприятий района открыта первая троллейбусная линия от ул. Фрунзе до Нижне-Исетска. В том же году сформирован Уральский добровольческий танковый корпус, в составе которого на фронтах Великой Отечественной сражались многие рабочие с предприятий Чкаловского района.

В 1944 году проложены трамвайные пути от остановки «Южная» до завода РТИ. Непосредственное участие в работах принимали трудящиеся предприятий района.

erid: erid: