Лина Новач: «Для работы диктором я забираюсь в шкаф» » новости Екатеринбурга и УрФО

Лина Новач: «Для работы диктором я забираюсь в шкаф»

15-03-2016, 08:00
Лина Новач: «Для работы диктором я забираюсь в шкаф»
Фото:

Все мы знаем: встать по будильнику — ещё не значит проснуться. У каждого свой способ сбросить остатки сна и настроиться на рабочий лад. Для кого-то это контрастный душ, для кого-то — крепкий кофе, а для меня — задорный голосок одной из ведущих утреннего шоу «Катапульта» на радио «Пилот» Лины НОВАЧ. На днях я наконец увидела её «вживую» и не разочаровалась: «радиообраз» Лины полностью соответствует «оригиналу». Такая же милая, очаровательная и позитивная.

— Как вам удаётся всегда оставаться «на позитиве?»

— Давай на «ты», хорошо? На самом деле, у меня далеко не всегда отличное настроение. Мы живём в этом городе и не можем не замечать пробки, грязь, неприспособленный для мам с колясками общественный транспорт и другие проблемы. Момент стёба, конечно же, присутствует. Мы пытаемся вывернуть ситуацию таким образом, чтобы было смешно. Но на самом деле это смех сквозь слёзы.

— А я думала, что в утреннем шоу нельзя говорить о грустном.

— Да, на большинстве радиостанций так и есть. Не дай бог руководству услышать грустинку в голосе — ведущему сразу сделают «а-та-та». Но я рада, что у нас не так. Сашка (ещё один ведущий утреннего шоу Александр МОРОЗОВ. — Прим. авт.) вообще любит поворчать, как старик.

Конечно, кое-какие запреты присутствуют и у нас. Например, мы не можем говорить о наркотиках, педофилии, убийствах... А вот о проблемах города — запросто. И это, считаю, правильно. Ведь мы искренне хотим, чтобы Екатеринбург стал лучше.

— Ты ведь не коренная екатеринбурженка…

— Нет. Сюда я приехала из родной Перми за первым мужем, который как раз коренной житель Екатеринбурга. Но даже когда с ним развелась, ни разу не поймала себя на мысли о возможном возвращении.

— Очень немногие знают, что «Лина Новач» — творческий псевдоним. А как тебя зовут на самом деле?

— Лиана. В юности моя мама дружила с немецкой парой и ещё до моего рождения дала слово назвать ребёнка именем подруги, если это будет девочка, или её избранника — если, соответственно, мальчик. Бабушка очень боялась последнего, потому что её внуку пришлось бы тогда жить с именем Карл (смеётся). Но родилась девочка и стала Лианой. Однако с самого детства меня называли именно Линой.

Паспортную фамилию озвучивать не хотелось бы — это фамилия бывшего мужа, которая не имеет сейчас ко мне отношения. А о том, как появилась «Новач», расскажу. Дело было на радио «Европа Плюс — Пермь». Мне сразу предложили взять творческий псевдоним, и я начала просматривать телефонную книгу, обращая внимание на звучные и красивые фамилии типа «Ланская». Однако директор почему-то настаивал на «Новиковой». Мне это не очень нравилось — слишком обыденно, но тут кто-то из друзей сказал, что было бы прикольно, если бы моя фамилия заканчивалась на «-ач». Так появилась «Новач». Моим коллегам она всегда давала и даёт немало поводов дружески надо мной поиздеваться: «Новач-сволочь» и тому подобное.

— Образование «информатика» — ещё один повод над тобой подтрунивать…

— Это да! Особенно для Сашки Морозова. Я действительно училась на программиста, хотя до сих пор ничего в этом не понимаю. Для меня было важно получить высшее образование, желательно на бюджете. И я подала документы в Пермский институт искусства и культуры (мы его называли «институт культуры и отдыха») на специальность «аналитик-референт». Однако 1 сентября нам сказали: «Вы не будете аналитиками, вы будете информатиками». Не поверишь, на первом занятии нас учили включать и выключать компьютер — многие этого действительно не умели, потому что не собирались связывать свою жизнь с информационными технологиями. И вообще шёл 1997 год.

И всё-таки это было не зря. Именно в институте я познакомилась с парнем, который работал на радио. Он и привёл меня туда. С тех пор я — на своём месте. Даже не представляю, кем могла бы ещё работать.

— Возможно, телеведущей? У тебя ведь был такой опыт.

— Был, но я быстро поняла, что это не моё. А вот озвучиванием рекламных роликов, мультфильмов и даже компьютерных игр занимаюсь с удовольствием. Вообще очень люблю говорить разными голосами. И у меня, как утверждают, это неплохо получается. Записываюсь я, кстати, дома, в шкафу — там превосходная звукоизоляция. Дети, наверное, думают в этот момент, что их мама сошла с ума (улыбается).

— Со стороны кажется, что быть радиоведущим легко: сидишь, болтаешь о том, что увидел или услышал… Каждый так может.

— Мне действительно очень легко работается. Потому что я не напрягаюсь: не пытаюсь говорить каким-то «особым» голосом или строить из себя то, чем не являюсь. В эфире я такая, какая есть.

Но пока была в декрете, люди, которые пытались за меня работать, жаловались на то, что это трудно. Когда «Катапульта» только начиналась, а было это 10 лет назад, мы сразу распределили между собой роли. Мне досталась роль «блондинки, которая постоянно косячит». И мне эта роль нравится: умников на радио и без того много, но, как показывает опыт, слушателям нужны также парни и девчонки «с их двора». Более того. Моя «эфирная роль» максимально приближена к реальной личности — поэтому мне в ней комфортно. А пытаться изображать того, кем ты не являешься, очень тяжело.  

— К эфирам специально готовишься?

— Нет. Раньше готовились. Собирались после каждого эфира, придумывали интерактив, обсуждали темы. Но сейчас подготовка ведётся в течение всего дня. Я, как и все, просматриваю новости в Интернете, ленты в Фейсбуке и Твиттере. И кое-что беру на заметку.

— Ты ведь очень рано встаёшь. А что лично тебе помогает взбодриться?

— Да, мой день начинается в 6.00. В 7.00 стартует утреннее шоу. Но перед началом мы какое-то время беззлобно укалываем друг друга, и это очень помогает настроиться на рабочий лад.

В течение дня я записываю ролики, занимаюсь детьми, вожу их по кружкам и секциям… Поэтому, когда мне говорят: «Вот счастливая — работаешь только до 11 утра», я только улыбаюсь.

— Поклонники не одолевают?

— Не особо. Муж, кстати, из их числа. Ещё до нашего с ним личного знакомства писал письма, присылал музыку, но очень ненавязчиво. Потом мы встретились — и всё завертелось. Но ты, наверное, и так об этом знаешь: моя жизнь проходит на глазах у всего города. Точнее, «на ушах». Сначала я разводилась, потом искала нового мужа, выходила замуж, рожала детей...

— Представляешь, сколько людей осведомлены о каждом твоём шаге?!

— Лучше об этом не думать, иначе можно сойти с ума.

— Лина, а что бы ты посоветовала тем, кто мечтает работать на радио?

— Главное «оружие» радиоведущего — голос. Он должен быть поставленным. А такой обычно у тех, кто занимался вокалом (как я) или актёрским мастерством. Сейчас огромное количество студий, где учат работать с голосом. Но если вам уже нравится ваш голос, более того, если вам делают по этому поводу комплименты — можно попробовать наговорить что-нибудь в микрофон и разослать «демки» программным директорам радиостанций. Я именно так и сделала, когда приехала в Екатеринбург, после чего получила приглашение работать на радио «Пилот». Кстати, большинство программных директоров имеют странички в соцсетях, через которые к ним тоже можно обратиться.

Возможностей — масса! Даже возраст не является сейчас большой помехой. Это когда я начинала, ведущими на радио были в основном студенты. Сегодня выбор делается в пользу состоявшихся личностей, у которых уже есть жизненный опыт…

erid: erid: