Вера Надежды и её любовь » новости Екатеринбурга и УрФО

Вера Надежды и её любовь

7-05-2018, 16:56
Вера Надежды и её любовь
Фото:

Надежда Александровна ПЕТРОВА, труженица тыла, — яркая представительница поколения победителей: позитивная, жизнелюбивая, неунывающая. И вот парадокс: все эти качества — результат жизни, полной испытаний, принесённых войной и непростой послевоенной жизнью.

Танки в городе

Великую Отечественную войну Надежда встретила в селе Косая Гора Тульской области. В семье было пятеро детей. Родители работали на металлургическом заводе: отец машинистом, мама — помощником машиниста, за детьми смотрела бабушка.

Ей было пятнадцать, когда в конце октября 1941 года по соседству, в трёхстах метрах от дома, рванула немецкая бомба. Так для них, жителей окрестностей Тулы, зримо началась война.

— Бомба упала в дом, где была столовая. В оставшемся углу как раз находилась кладовая с продуктами, найденные там несколько бутылок масла, мешок сахара и муки кормили нас, пока село было во вражеской осаде.

Буквально через неделю после бомбёжки по центральной улице Дзержинского, гремя и грохоча, поехали танки. Поначалу местные жители приняли «гостей» за своих, начали махать руками, приветствовать. Только потом разглядели на машинах-великанах фашистскую свастику...


Фотографии родных и близких, многих из которых рядом уже нет. Фото: Ольга ЗЫРЯНОВА.

— Насколько я помню, немцы не были жестокими. Да, они приходили в дома и забирали еду, живность, одежду, но при этом не били и не убивали, а детям даже давали взамен сахар или конфеты, — вспоминает Надежда Александровна. — Тем не менее мы были уверены, что всё равно в конце концов нас убьют. Хотя и надежда, что останемся в живых, конечно, никогда не покидала.

Дети «подземелья»

По-настоящему жестокими, со слов нашей героини, были финны, которые пришли в село после немцев. Они выгнали жителей из своих домов. Большинство ушло жить в лес, на отработанные шахты. Как и семья Надежды Александровны. Только бабушка бежать отказалась. Разлуку с ней не выдержала внучка Надюша, любимица. Так и стали прятаться вдвоём в подполье.

Девчушка старалась не выходить из погреба. Как-то раньше её, с полными вёдрами воды, остановил финн. Он тряс руками, что-то говорил на своём языке и смеялся, а потом взял ведро и надел его на голову ребёнку, отбарабанив по дну какую-то мелодию…

Вместо воды они с бабушкой украдкой набирали снег. Питались тем, что было в погребе: сырыми морковью и картошкой.

На свет из подземелья «узники» вышли после почти трёх месяцев, убедившись в том, что враг окончательно ушёл. Об этом, к слову, по громкоговорителю всем жителям сообщили вошедшие в окрестности Тулы советские войска. И подтвердили мародёры, тут же налетевшие на оставленные захватчиками тёплые одеяла, еду и оружие.

Учёбой на хлеб заработать

Началась новая жизнь — на военном положении. Окончив 7-й класс, наша героиня забрала аттестат и пешком отправилась за 8 километров в Тулу, чтобы поступить в машиностроительное училище. Взяли. Но за парты ученики сели не сразу: сначала их отправили рыть противотанковые рвы высотой с двухэтажный дом.

Лист дуба привезён из музея Толстого в Тульской области, по соседству с отчим домом Надежды. Фото: Ольга ЗЫРЯНОВА.

— Работали как лошади. А ели как мышки: маленький кусочек хлеба и крохотный кусочек масла — вот и весь рабочий паёк, — говорит Надежда Петрова.

А вот в техникуме, когда началась учёба, кормили, по тем меркам, хорошо. И отличница Надежда умудрялась копить выданные куски пеклеванного хлеба (изготовленные из помола зерна. — Прим. авт.) и привозить в выходные семье, жившей голодно.

Все военные годы Надежда вместе с девчонками из училища трудилась в госпитале, куда привозили раненых с фронта.

— Ночью работали, а днём учились, — констатирует Надежда Александровна. — Так и встретили Победу. Провожали наших «обрубышей», рыдая громче них. Ведь привыкли, полюбили как родных…

Прощание и встреча

В 1946 году Надежда попала по распределению в Свердловск на путевой ремонтно-механический завод. В этом новом городе потеряла свою первую любовь Вовку, с которым приехала вместе из Тулы, — он подцепил чахотку и сгорел буквально за пару месяцев. Признаётся, рыдала по нему очень долго, а потом всю жизнь видела во сне — молодого, красивого, в «элитной» солдатской шинели, подаренной отцом.

Тем не менее спустя несколько лет Надежда всё-таки нашла своё счастье — мастера из соседнего заводского цеха, Николая:

— Смешно мы с ним познакомились. В очереди за водой с сиропом, во время перерыва. Мы с девчонками наливаем, выпиваем, снова наливаем и пьём. Николай, стоявший рядом, возьми да скажи: «А вы не лопнете, девушки?». А я, не посмотрев на его солидный вид и возраст (он был старше меня на 11 лет), налила воды в стакан да вылила ему на голову… Смеялись все вместе!

Правда, Николаю было не до смеха — влюбился он в дерзкую хохотушку. Кино, театры, а потом — заявление в ЗАГС и свадьба. Скоро родилась дочь.

На путевом заводе Надежда Александровна проработала 40 лет, потом, до пенсии, трудилась кассиром на другом предприятии.

А День Победы труженица тыла Надежда ПЕТРОВА всегда встречает со слезами на глазах. Вспоминает начало войны, стук вражеских сапог над головой во время жизни в погребе, когда от страха замирало сердце. Вспоминает, как однажды с ребятнёй из соседних домов наблюдали за схваткой советских и фашистских войск на поле за оврагом — это был самый разгар Великой Отечественной. И, конечно, как сейчас помнит долгожданную весть о том, что война закончилась.

erid: erid: