Как воспитать гения » новости Екатеринбурга и УрФО

Как воспитать гения

23-07-2018, 14:09
Как воспитать гения
Фото:

Согласно старинной восточной притче, однажды к мудрецу пришла женщина и спросила, как ей воспитывать ребёнка, которому исполнилось шесть месяцев. «Ты опоздала ровно на полгода», — ответил мудрец. Некоторые источники называют его царём Соломоном, другие меняют возраст малыша, но суть остаётся прежней: заниматься развитием детей надо с рождения. Но как? Ушли в прошлое системы МАКАРЕНКО и СТАНИСЛАВСКОГО, чуть позже наш народ увлёкся кубиками НИКИТИНЫХ, закаливанием… А что популярно сегодня?

Мы попросили трёх специалистов рассказать о наиболее известных методиках, представленных на территории Екатеринбурга: Монтессори, Шичида и Вальдорфской педагогике.

Людмила КАВЕРИНА, специалист по Вальдорфской педагогике:

Людмила КАВЕРИНА. Фото: Ольга МУХИНА.
— Буквально всё, что есть в Вальдорфском детском саду, создаётся, исходя из понимания ребёнка, его естественных потребностей, особенностей развития. Один из главных принципов Вальдорфской педагогики — подражание и пример. Чтобы ребёнок рос здоровым, счастливым, активным, сообразительным, добрым, общительным, открытым, нужен пример взрослого человека, у которого он этому может научиться. Поэтому так важно, что садовница (так называют воспитателей) ежедневно ведёт работу над собой, проходит обучение у коллег и на семинарах.

Многие отмечают, что дети из Вальдорфских садиков самостоятельные, находчивые и поющие. Всё дело в том, что ритм создаётся из ежедневных/еженедельных/ежегодных действий, в которые дети активно вовлечены. Начиная с утренней подготовки группы, когда дети с воспитателем вместе ухаживают за цветами, накрывают на стол, расставляют стульчики, меняют полотенца, режут фрукты для перекуса и далее в ходе дня, в зависимости от «рабочего стола», сами готовят всё необходимое для занятий и в конце прибирают группу. Рабочий стол — закреплённая по дням недели деятельность во время свободной игры, способствующая максимальному раскрытию индивидуальных особенностей ребёнка, его фантазии: рисование, выпечка, лепка и пр.

Что же касается пения, то оно сопровождает детей в саду на протяжении всего дня: на утреннем кругу, перед трапезой, перед сказкой (устной или кукольной в день праздника), во время музыкально-ритмической игры. Поэтому члены Вальдорфской инициативы родителей Екатеринбурга часто наблюдают дома, что ребёнок, играя, что-то напевает, и расспрашивают садовниц, что пелось в группе. Многие учат эти песни, чтобы поддержать ребёнка».

Людмила ПУХОВА, инструктор-педагог раннего развития детей с элементами метода Шичида:

Людмила ПУХОВА. Фото: Ольга МУХИНА.
— Большинство существующих методик направлено на доминирующее развитие левого полушария мозга (логика, анализ, письмо, речь, интеллект, рационализм) и на 10% — на развитие правого (чувства, интуиция, образы, воображение, фантазия, ощущение пространства, владение телом, восприятие красоты). Методика японского автора Макото ШИЧИДА направлена на раскрытие врождённых способностей в раннем возрасте. Каждый ребёнок рождается с очень высокими способностями, и они сохранятся на всю жизнь, если не ограничивать его развитие, стимулировать правое и левое полушария мозга, воспитывать в согласии и доверии, развивать все органы чувств.

Предложенная методика способствует развитию гибкости мышления, более полному раскрытию талантов, креативности в будущем, высокой способности к обучению, в т.ч. к иностранным языкам. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сначала для концентрации внимания — расслабляющая игра: сдуваем лепестки, задуваем свечку и т.д. Затем тренировка воображения — сочиняем абсурдные истории, а также упражнения на развитие телепатии и интуиции, гимнастика для глаз и самое главное — показ флеш-карт с большой скоростью (эффект вспышки) для включения в работу синхронно левого и правого полушарий. И, конечно же, пальчиковые игры на русском и английском языках.

Елена КОЛБИНА, психолог и Монтессори-педагог:

Елена КОЛБИНА. Фото: Ольга МУХИНА.
— Методика Марии МОНТЕССОРИ не предполагает ни школьных парт, ни классно-урочной системы. Вместо этого — свободные занятия и лёгкие переносные столы, стулья, плюс коврики для занятий на полу. В Монтессори-группе главная задача педагога — наблюдать за детьми и направлять, помогать им научиться делать выбор и организовывать свою деятельность. Каждый занимается в своём темпе, на своём уровне, может свободно выбирать материал и тему для работы. Учебным материалом здесь является всё: и специально подготовленная Монтессори-среда, и библиотека, и улица — любая целенаправленная деятельность, которой занимается ребёнок. Ведь главная задача, чтобы дети получили знания о мире через свой личный опыт, а не через наставления учителя.

Здесь ребята проводят эксперименты, получают разные результаты, анализируют ошибки, попадают в ситуации, когда им самим нужно принять решение, думать и мыслить, они учатся работать индивидуально и в группах. Поэтому ребёнок, выходящий из Монтессори-группы, помимо общеобразовательных знаний и обширного кругозора в естественных науках, владеет ещё умениями, за которые его обязательно высоко оценят во взрослой жизни: умение эффективно выстраивать коммуникации, быть самостоятельным, делать выбор и принимать решения, быть ответственным за эти решения, за себя и свои поступки, понимать ценность одного момента и всей жизни, а значит, быть счастливым.

Подготовила Ольга МУХИНА.

erid: erid: