новости Екатеринбурга > Общество > Кредит доверия исчерпан

Кредит доверия исчерпан


21-09-2013, 08:00. Разместил:

Брали ли вы когда-нибудь кредит? Складывалось ли у вас при этом ощущение, что, получая чужие деньги в долг, вы передаёте свои кровные в дар? Сегодня всё чаще заёмщики, которые чувствуют себя обманутыми, идут разбираться в суд. Тем более что законный повод оспорить условия, навязанные кредитной организацией, теперь у них есть.

Взяли — верните

Приехав из провинции в Екатеринбург учиться, Елена ВОЛЕГОВА, как и многие другие вчерашние студенты, получив профессию, решила остаться в уральской столице. Для того чтобы стать законной екатеринбурженкой, не хватало самого главного — собственного угла. К достижению своей мечты Елена пошла проторённой дорожкой — в банк, где ипотеку дают. Здесь заявление заёмщицы рассмотрели и одобрили, выдав ей кредит 500 000 рублей на срок 10 лет. Выдали, к слову, не бесплатно — запросили дополнительно 15 000 рублей. Столько по правилам банка стоил сам факт выдачи денежных средств, или, если говорить языком банковских документов, — в такую сумму оценивалась комиссия по ведению так называемого ссудного счёта. Как и миллионы других клиентов российских банков, тогда наша героиня с «побором» смирилась. Но не навсегда.

В начале 2010 года Президиум Высшего Арбитражного суда постановил: все комиссии за открытие и ведение ссудного счета, за досрочное погашение, за страхование и прочее, навязанное коммерческими банками, признать недействительными. Этим и воспользовалась наша героиня — в феврале 2013 года написала исковое заявление в суд ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА, в котором потребовала признать недействительными некоторые пункты договора (в частности — о взимании с неё единовременной комиссии за ведение ссудного счёта), а также взыскать с кредитора убытки и обязать его возместить причинённый моральный вред.

— Сначала я написала претензию в Сбербанк (здесь и был взят кредит), в которой предложила мирно решить вопрос и добровольно вернуть незаконно взятую с меня сумму, — рассказывает Елена. — Но в банке не то чтобы отказали, а просто проигнорировали моё обращение, не ответив на него в течение 10 дней, как положено по закону.

Процесс длился меньше полугода. В результате было вынесено решение: в пользу истца с банка было взыскано около 30 000 рублей, в числе которых — и сумма незаконной комиссии, и возмещение морального вреда, и штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя. Правда, по словам Елены, прошло ещё 2 недели, прежде чем банк исполнил решение суда, а всё это время его сотрудники отмахивались от своего бывшего клиента лишь отговорками — «потеряли исполнительный лист», «юрист находится в отпуске» и т. д. Интересно, а если бы эти две недели платёж по кредиту был задержан заёмщиком, какую сумму пени ему бы насчитал банк?

К слову, в пресс-службе Уральского банка Сбербанка России на нашу просьбу прокомментировать взятие банками единовременной комиссии ответили, что «никаких дополнительных комиссий по кредитам физических лиц Сбербанк не взимает». Но после того как мы указали на конкретный реальный пример, уточнили: уже не взимают, подавая пример другим банкам…

Комиссии вне закона

— По общему правилу дополнительные комиссии в кредитном договоре вообще незаконны, даже если другой стороной является предприниматель. Одно из немногих исключений — договор об открытии кредитной линии, но это тема отдельного разговора, — поясняет руководитель юридической компании, специализирующейся на решении спорных кредитных вопросов, Виктор ЛЕЖНЁВ. Увы, на стадии заключения кредитного договора потребитель не имеет реальной возможности определять условия договора, он может лишь присоединиться к ним или искать другой банк.

Предположим, потребитель отправился в другой банк. Познакомился с условиями договора и остался доволен — ни о каких комиссиях здесь и речи нет. Правда, не факт, что в кассе ему выдадут ровно запрашиваемую им сумму. Возможно, и меньше. Тысяч на 10. В банке как бы между прочим пояснят: вычтенная сумма есть «вознаграждение» за проделанную им работу. Мы поясним точнее: вычтенная сумма — скрытая комиссия…

— Скрытые условия нарушают право потребителя на информацию об услуге, так как все условия кредитного договора, включая процентную ставку, должны быть прописаны ясно и определённо, — отмечает Виктор Николаевич.

К сожалению, сам юрист не уверен в том, что закон, который наконец повернулся к потребителям банковских займов лицом, а также судебная практика, часто складывающаяся в пользу обманутых заемщиков, научит банки играть по честным правилам. Всё-таки прибыль, которую им приносят огромные переплаты по кредитным долгам и взысканные суммы комиссий, гораздо превышает те редкие штрафы, которые иногда приходится выплачивать по решению суда.

Договор — не старше трёх лет

Вернуть незаконно «изъятые» банком деньги сегодня можно только одним путём — обратиться в суд. Как показывает практика, Фемида встаёт на сторону потребителей банковских услуг. Но и им следует знать, что существует определённый срок давности: если с момента заключения договора с банком прошло более 3 лет, суд примет заявление, но он может отказать в удовлетворении заявленных требований в случае, если о пропуске срока заявит вторая сторона.

Пока в Свердловском областном суде нет статистики, указывающей на то, сколько екатеринбуржцев обращается в суд с просьбами разобраться с незаконными поборами банков. Но, как отметили в пресс-службе облсуда, часто удачный пример единиц становится стимулом для остальных обманутых миллионов.

К примеру, курьёзный случай произошёл с жительницей Екатеринбурга. Одобрив кредит в размере 85 600 рублей, на руки банк обещал выдать только 47 246 рублей… Как пояснили сотрудники, «потерявшаяся» сумма — 38 354 рубля — удержана в счёт уплаты комиссии за страхование (!). Процедура оказалась принудительной. Как ни странно, но екатеринбурженка договор заключила. А на следующий же день отправилась в суд. В результате недолгих судебных разбирательств, на которых представители банка так и не соизволили появиться, екатеринбурженка выиграла дело и вернула себе почти всё, что её заставили потратить на собственную страховку.

На заметку

В том случае, если вы остались недовольны работой банка, сообщить о нарушениях можно в Главное управление Банка России по Свердловской области. Адрес: 620144 г. Екатеринбург, ул. Циолковского, 18. Телефон +7 (343) 269-65-00, факс +7 (343) 269-66-90.

Наша справка

Основания следующие…

Составленный героиней этого материала иск может служить образцом для тех, кто в рассказанной истории узнал свою собственную и решился добиться справедливости. Поэтому мы приводим некоторые фрагменты заявления — выдержки из законов Российской Федерации, которые могут служить основаниям для написания заявления в суд.

1) Согласно ст. 40 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», кредитные организации обязаны вести бухгалтерский учет по соответствующим счетам в порядке, установленном Банком России. Счёт по учёту ссудной задолженности (ссудный счёт) не предназначен для расчётных операций и открывается для целей отражения задолженности заёмщика банка по выданным ссудам, что является обязанностью банка по ведению бухгалтерского учета. Следовательно, действия банка по открытию и ведению ссудного счёта не являются самостоятельной банковской услугой.

2) В соответствии с ч. 2 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заёмщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заёмщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё.

Следовательно, выдача кредита — это прямая обязанность кредитора по кредитному договору, и заёмщик обязан произвести только оплату процентов на предоставленную денежную сумму, а не оплачивать факт её передачи. При этом в силу п. 2, ст. 16 Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

3) В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.


Вернуться назад