новости Екатеринбурга > Общество > «Я в себе уверен! А ты?»

«Я в себе уверен! А ты?»


27-09-2013, 08:00. Разместил:

Самая обычная (не элитная!), «среднестатистическая» общеобразовательная школа ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА № 102. В актовом зале собрались десяти- и одиннадцатиклассники, которые поначалу не слишком активно идут на контакт, но ведущая — Надежда ПОДРАБИНОК (сама в прошлом педагог, а сейчас начальник отдела горадминистрации) нашла верный тон, и вот уже то здесь, то там тянутся вверх руки. Ребята начинают высказываться.

Утверждение специалистов, что один наркоман вовлекает в употребление от 10 до 15 человек, ни у кого из подростков сомнения не вызвало. А дальше ребятам была предложена самая простая арифметическая задачка. Если в школе появляется хотя бы один наркоман, скольких человек он может вовлечь в употребление наркотиков? А если два, три… Сколько в вашем 10-м классе учащихся? 22 человека. А сколько в 11-м? 27… Вот и вся арифметика. Согласитесь, очень наглядная!

Ведущая встречи Надежда ПОДРАБИНОК. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Специалисты городского центра профилактики, готовясь к информационной кампании «Имею право знать», выпустили листовку, где предложили подросткам несколько самых популярных мифов о наркотиках.

Миф первый: «Алкоголь и наркотики помогают снять напряжение, расслабиться, улучшают настроение».

— Мы не пробовали, не знаем! — все как один, порой даже с некоторой бравадой, отвечают старшеклассники.

Н. Подрабинок: — Что вообще говорят об этом в вашей среде?

Катя, 10 класс: — Один мой знакомый рассказывал, как его «накрыло»: было весело и стены плыли…

Андрей, 11 класс: — У меня таких друзей нет. Но принято считать, что если у тебя всё плохо, то после приёма «веселительного» резко станет всё хорошо. Как при уходе в виртуальную реальность…

Н. Подрабинок: — Какие у вас есть проблемы на сегодняшний день?

— Учеба, ЕГЭ …

— Личная жизнь…

— Самоутверждение в обществе…

Н. Подрабинок: — Личная жизнь — это что? Любовь, семейные проблемы…

Оля, 10 класс: — Семейные проблемы — это серьёзно. Скажем, родители расходятся, и вся жизнь рушится. Ты остаёшься один, семья становится неполноценной.

Н. Подрабинок: — Что значит неполноценная семья?

Михаил, 11 класс: — Рядом только один из родителей. Но бывает, что мама и папа дома, а взаимопонимания нет. Они конфликтуют или всё время заняты собой или работой. Почему конфликтуют? Наверное, не умеют находить компромисс, идти навстречу друг другу. Нас этому не учат, раз сами не умеют…

Андрей, 11 класс: — Для меня ЕГЭ — вот это проблема, а другие я и сам решу!

Н. Подрабинок: — Не у вас одного. Кто-то говорит о постоянном стрессе, предшествующем экзамену, кто-то уверен, что если не сдаст — жизнь закончится.

— Так ясно же, или ты дворником будешь, или будешь сидеть в Госдуме! — пробует пошутить кто-то из глубины зала.

Н. Подрабинок: — Стоп! Не надо нагонять страху, что, мол, если не сдал — прямая дорога, скажем, в армию. Ведь после службы в армии ещё и льготы при поступлении в высшее учебное заведение появиться могут. Так же и у девочек. Документ об образовании всё равно на руках будет. Почему не пойти в среднее профессиональное учебное заведение, а оттуда уже на второй (а то и третий) курс вуза…

— Но так полжизни пройдёт! — вновь слышится из зала.

Н. Подрабинок: — Это преувеличение. К тому же никто ведь не говорит, что всё будет именно так. Да и об этих вопросах задумываются намного раньше, а сейчас, если у человека есть проблема ЕГЭ, то он просто готовится. Всё зависит от кого?

— От самого себя! — отвечает почти хором зал.

Н. Подрабинок:— Есть случаи, когда подростки, завалив экзамены, кончают жизнь самоубийством. Но стоит ли проблема ЕГЭ ухода из жизни?! Как думаете, почему сегодня о вас, молодых, часто говорят, что вы инфантильны?

— Они не думают головой, — отвечает всё тот же «шутник» из зала.

Н. Подрабинок: — Если молодой человек точно знает, чего он хочет в жизни, он этого всё равно добьётся. Так что свои проблемы мы должны решать не с помощью психоактивных веществ. Тем более это любой специалист вам скажет: после наркотического или алкогольного опьянения подавленность, апатия, депрессия только усугубляются.

Миф второй: «Наркотики — угроза тем, кто живет в неблагополучных семьях…».

Н. Подрабинок: — Что такое неблагополучная семья?

— Родители пьют…

— Один родитель или вообще нет родителей…

— Родители не работают…

— Заняты только своими проблемами…

Людмила, 11 класс: — У меня неполная семья, но учусь я хорошо и спортом занимаюсь.

Елена, 11 класс: — Мне кажется, если в семье не всё хорошо, ты будешь стараться улучшить своё положение, достичь чего-то в жизни. Да и взрослея, мы всё-таки становимся ответственнее.

Миф третий: «Лёгкие» наркотики не приносят вреда».

Н. Подрабинок: — Что называют «лёгкими» наркотиками?

— План…

— Сигареты…

— Марихуана…

— JWH …

Н. Подрабинок: — А кто придумал разделение на «лёгкие» и «тяжёлые» наркотики?

— Сами наркоманы…

— Уж никак не медики…

— Лёгкие — это, наверное, те, которые постепенно убивают… — наперебой слышится из зала.

Ирина, 11 класс: — Всё это психоактивные вещества.

Александр, 11 класс: — Разрушающие личность до основания, убивающие живое состояние разума…

Ирина, 11 класс: — Появляются другие приоритеты, и в конце концов вся жизнь начинает сводиться только к одному: где достать наркотик…

Н. Подрабинок: — Значит, лёгких наркотиков всё-таки не существует, но почему вы их называли?

Дамир, 11 класс: — Никотин, хоть он и вредный, люди с детства до старости курят.

Н. Подрабинок: — Пригласите к себе в гости специалистов городского центра медицинской профилактики. Они вам наглядно покажут, что происходит с лёгкими человека даже после полугода курения. Уверяю вас, вы задумаетесь! А марихуана, которую вы тоже назвали лёгким наркотиком?

Дамир, 11 класс: — Есть страны, где она не под запретом. К тому же это травка, натуральный продукт, и, как говорят, от неё зависимость небольшая.

М. Демина, журналист: — А вот это ещё один миф! Потому что даже, казалось бы, невинное употребление «травки» рано или поздно влечёт за собой употребление более жёстких психотропных средств. Ощущение «кайфа» захочется повторить, а «травка» уже перестаёт цеплять.

Миф четвёртый: «Многие пробовали наркотики, а потом бросили».

И снова небольшой «тест». Надежда Подрабинок просит поднять руки сначала тех, у кого есть друзья, которые пробовали наркотики, а потом бросили. Ни одной руки. А теперь тех, у кого есть знакомые, употребляющие наркотики. В зале 5—7 робко поднятых рук. Родственников, употребляющих наркотики, тоже не оказалось, или о таких ребята не захотели заявлять открыто. Следующий вопрос: поднимите руки, у кого есть друзья, употребляющие алкоголь. Лес рук. А курящие? И вновь лес рук.

Н. Подрабинок: — Ситуация с курением типична. Отсюда и результат. Ведь не случайно же у наркодилеров сегодня самый распространённый товар — курительные смеси, которые входят в линейку так называемых дизайнерских (синтетических) наркотиков…

Ведущая попросила поднять руки тех, кто пробовал курить кальян. Оказалось, что даже в этой аудитории (а в зале собрались подростки, не имеющие наркотической зависимости и даже «не увлекающиеся» курением) подняли руки двое молодых людей.

Н. Подрабинок: — Теперь вы понимаете, почему «в моде» именно курительные смеси?

Елена, 10 класс: — Потому что подавляющее число людей курят, отсюда и замена одного продукта на другой наиболее проста.

Н. Подрабинок: — Если посмотреть на любую химическую формулу, её легко можно изменить. Так и с синтетическими наркотиками. Вот вы называли JWH, а это уже вчерашний день. Самое страшное, что всё новые и новые компоненты появляются в составе химических соединениях синтетических наркотиков.

Ребята, употребляющие курительные смеси, на учёт в наркологический диспансер, к сожалению, не попадают. НОучастились случаи, когда подростки сами приходят к врачу -наркологу, независимо от того, выявило ли их тестирование в школе. Почему приходят? Зашли в тупик и что делать, не знают. А дальше… Кто в токсикоцентр попадает с тяжелейшими отравлениями, кто в психиатрические клиники, так как развивается шизофрения.

Вы говорили о проблемах, связанных со сдачей ЕГЭ. Только это «цветочки». Если начнёте употреблять наркотики, в том числе и курительные смеси, чтобы, как принято считать, просто снять напряжение, расслабиться, поднять настроение… выхода уже может и не быть.

Это как невидимое облако, которое плывёт над Россией, и неизвестно, в какое природное явление оно превратится. Но в любом случае оно подкосит молодое поколение. ЕГЭ-то точно «рука об руку» с употреблением наркотиков сдать нельзя, не говоря уже о дальнейшем успешном личностном росте.

И последнее. Результаты недавнего исследования в Екатеринбурге свидетельствуют, что каждому пятому опрошенному школьнику уже поступали предложения попробовать наркотики. А анализ причин первой пробы показал, что 2/3 опрошенных школьников приняли решение о первой пробе под давлением сверстников, половина — из любопытства, каждый пятый — от одиночества.

Тестированию — «ДА!» Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

По закону школьники в возрасте до 15 лет проходят тестирование при информированном согласии родителей, после 15 — такие информированные согласия даёте вы сами.

Михаил, 11 класс: — Если я точно знаю, что я не наркоман, зачем мне тестирование?

Ирина, 10 класс: — Я считаю, что тестирование — это как твоя гражданская позиция. Не говоря уже о том, что, проходя тест, ты как бы говоришь: «Я безопасен!»

Павел, 11 класс: — А я хочу сказать о другом. Не такой уж этот тест и добровольный. Ведь отказ от него уже наводит на «недобрые» мысли о причастности к наркотикам.

Ирина, 10 класс: — Мне кажется, это как-то мелковато: добровольный — недобровольный. Надо говорить о том, что тестирование должно быть обязательным, ведь это один из способов ранней профилактики. Да и выявить — не самоцель. Выявляют, чтобы помочь, выявляют, чтобы оградить от распространения остальных…

Андрей, 11 класс: — Всё правильно. В жизни случается всякое, поэтому раннее выявление зависимости — это шанс вылечиться…

И весь зал начинает гудеть. Ребята 10 и 11 классов 102-й школы согласны на проведение тестирования. А почему бы и нет, тем более если уверен в себе на сто процентов.

КОММЕНТАРИЙ

У каждого человека есть право выбора

Директор 102-й школы Наталья Викторовна СМИРНОВА (кстати, бывший заместитель директора по праву одной из екатеринбургских школ и мать троих сыновей):

— Да, наверное, есть способы «обойти» тестирование, и оттого эта процедура не может выявить всех зависимых подростков. Но так или иначе тестирование — это общественно значимая акция, которая помогает решить одну из злободневнейших проблем сегодняшнего времени. А ещё это всегда повод поговорить с ребятами, обозначить проблему, ответить на какие-то интересующие подростков вопросы.

Да и для родителей — это помощь, ведь в семьях не всегда могут открыто говорить о каких-то вещах. Конечно, не все родители сразу поняли нужность этого начинания, но ситуация меняется. Если, не дай бог, тест показывает причастность ребёнка к наркотикам, родителям уже не надо самим выуживать, выспрашивать, следить, а нужно просто обратиться к специалистам и решать возникшую проблему.

Я уверена в своих детях. Когда только начиналось тестирование школьников, всякое было: кто-то ссылался на недомогание и уходил домой, кто-то падал в обморок, кто-то родителей вызывал… Сегодня, если подросток откажется проходить экспресс-тест, сами же ребята на него косо будут смотреть. Дело даже не в давлении взрослых, а в отношении своей же подростковой среды. Именно этого ребята больше всего боятся, ведь для них самое главное — реализоваться в своей среде, чтобы им доверяли, с ними общались.

В моей практике был только один случай, когда школьник употреблял наркотики. Причём вокруг него сразу стал образовываться некий вакуум — одноклассники его сторонились. Как утверждали родители, это была одна из национальных особенностей — жевать насвай (табачная пыль, смешанная с клеем, известью, куриным помётом, водой или растительным маслом, скатанная в шарики), мол, вся семья на нём живёт. Дело закончилось плохо, у парня начались психические проблемы и выражалось это в том, что он неосознанно начал воровать совершенно ненужные ему вещи: зайдёт в магазин — и «нате, пожалуйста». Его ловили, им занималась милиция, кстати, и обследоваться в психиатрическую больницу он был направлен именно органами внутренних дел. Вот результат употребления психоактивных веществ в период полового созревания. Именно поэтому мы всё время ребятам и говорим, что у каждого человека есть право выбора и только от него зависит, какими будут его здоровье и жизнь.

 


Вернуться назад