Cкоро «Сказка» сказывается… » новости Екатеринбурга и УрФО

Cкоро «Сказка» сказывается…

27-09-2013, 08:00
Cкоро «Сказка» сказывается…
Фото:

Совсем скоро, 29 сентября, в Центре культуры «Урал» (ул. Студенческая, 3) состоится премьера спектакля «Сказка». Это совместная работа Екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы» и московской студии SounDrama.

Репетиция 25 сентября началась с забавного указания Владимира ПАНКОВА, художественного руководителя студии, режиссёра-постановщика «Сказки»:

— Начинаем от первого бревна!..

И в самом деле, на сцене целый лес брёвен. Это и деревья, которые преображаются светом в непроходимую чащу, и колоннада царского дворца, и бурелом (брёвна падают на пути героев и прямо на героев). На брёвнах, как на батуте, несутся вскачь семеро братьев, через них пробирается к пропавшей невесте королевич Елисей. Монументальное и одновременно лёгкое, почти невесомое, «воздушное» сценографическое решение придумал и осуществил Максим ОБРЕЗКОВ, главный художник Театра им. Е. Вахтангова, постоянно сотрудничающий со студией SounDrama. Само название студии с премьеры (2003 год) стало и жанром, в котором она работает. Теперь к звуку и драме впервые присоединился contemporary dance наших «провинциалов»…

Инициатива соединения усилий в одном проекте, в одном сценическом пространстве принадлежит Татьяне БАГАНОВОЙ, художественному руководителю «Провинциальных танцев» и признанному лидеру отечественной современной хореографии. Пять «Золотых Масок»! Но «провинциалам» всё мало:

— Сотрудничество со студией SounDrama для нас небывалый, необходимый для профессионального развития и очень интересный опыт, — рассказала «ВЕ» Татьяна Баганова. — Впервые наши артисты танцуют, двигаются, играют роли, которые порой представляют собой несколько ипостасей разных героев, вместе с музыкой, рождающейся одновременно с танцем.


«Царица злая» — певица Светлана ЛАНСКАЯ. Фото: Екатерина ТИТОВА.

Впервые вместе с «провинциалами» на сцену выходят в «Сказке» певица Светлана ЛАНСКАЯ и солист Театра музыкальной комедии Даниил КОСЕНКОВ. И впервые в актёрском качестве выступает заместитель директора нашего театра, хореограф Владислав БОБРОВИЧ. Его роль в спектакле (вернее, роли) предложили сначала мне, я даже прошла определённый тренинг. Но быть в спектакле исполнителем и одновременно его постановщиком очень сложно, в «Сказке» — невозможно. Именно у Владислава Борисовича достало отваги взяться за эту работу…

Музыкальные руководители постановки — Артём КИМ, Сергей РОДЮКОВ и Евгений КАРМАЗИН — совместно с режиссёром и хореографом сделали музыку, вокал ещё одним действующим образом спектакля. И содержательно, и буквально — музыканты в течение всего спектакля находятся в глубине сцены, и их сиюминутное исполнение здесь так же значимо, как и игра актёров. Виолончель, рояль, скрипка, ударные, голоса певцов — не «аккомпанемент», а «вписаны» в образную систему спектакля.

Перед репетицией фрагмента премьеры («от первого бревна») режиссёр Владимир ПАНКОВ объяснил нам, почему спектакль именуется так просто — «Сказка»:

— Сказка, сказ, сказывать… Мы «сказываем» историю, вечно повторяющуюся и связанную главными событиями человеческой жизни: рождение, свадьба, смерть, и снова, и снова тот же круг. Обряды, ритуалы, песнопения с древности выявляют в каждом из этих событий смысл особого таинства и общий для каждого из них — смысл инициации. Переход на другую ступень. Они словно соединяют пределы миров — земного и того, что за порогом смерти. Как подсказку к «Сказке» я предложил бы второе название: «Пушкиниада».

Когда персонажи вышли на сцену, стала понятна эта режиссёрская подсказка. В подробностях действия возникают знаковые детали из разных пушкинских произведений. Разбросанные карты из «Пиковой дамы», «онегинские» цилиндры на братьях и дуэльные пистолеты… «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» написана в пору второй Болдинской осени. Именно тогда созданы и сказки, и поэма «Медный всадник», и завершена «История Пугачёва». ПУШКИН работал одновременно в разных жанрах, одно творение подпитывало другое. Так и эта «Сказка» поставлена даже не на стыке жанров и видов сценического искусства, а явилась причудливым результатом их взаимопроникновения, диффузии. «Вещество» танца смешивается с «молекулами» вокала и музыки, «субстанцией» поэзии…

Авторское восприятие постановщиками пушкинских мотивов стало новой инициацией сказки, знакомой с детства. Но, как подчеркнули наши собеседники, эта сказка рассказана взрослыми для взрослого, «чувствительного и чувственного» зрителя. 29 сентября — премьера. И будут стихи, воплощаемые всем арсеналом сценических средств: «Средь зеленыя дубравы, у семи богатырей…» Вот только хрустального гроба не будет.

erid: erid: