Секретный материал: «хрупкое золото» » новости Екатеринбурга и УрФО

Секретный материал: «хрупкое золото»

12-10-2013, 08:00
Секретный материал: «хрупкое золото»
Фото:

Весенне-летний выставочный сезон в Музее изобразительных искусств был поистине «фарфоровым». В июне здесь впервые экспонировался фарфор императоров России — совместный проект Государственного музея керамики «Усадьба Кусково ХVIII века» (Москва) и нашего музея. А ещё раньше, в середине марта, екатеринбургский Музей изобразительных искусств (ЕМИИ, пер. Воеводина, 5) открыл выставку западноевропейских мастеров фарфора XVIII — начала ХХ века «Хрупкое золото». Так издавна именовали изделия из фарфора, сравнимые по стоимости с ювелирными украшениями, а по загадочности производства с добычей золота при помощи философского камня. Большинство из предметов «Хрупкого золота» никогда прежде не экспонировалось, и мы знакомились с ними всю весну. А вчера состоялась новая встреча с фарфоровыми экспонатами, в том числе и с не виденными прежде. Скорое расставание с ними не предвидится — ЕМИИ открыл постоянную экспозицию западноевропейского фарфора.

Выставка в ЕМИИ — премьера для отреставрированной вазы из Мейсена (1720—30-е гг.) .Фото: Екатерина ТИТОВА.
Фарфоровую роскошь нам представила вчера заведующая отделом декоративно-прикладного искусства ЕМИИ, кандидат искусствоведения Людмила БУДРИНА. Те загадки фарфора из музейного собрания, что не разгаданы весной, дождались осенних открытий.

Научно-исследовательская и реставрационная работа по фарфору, конечно, не завершилась вместе с той весенней выставкой. У неё нет сроков и пределов. Некоторые секреты «хрупкого золота» сейчас рассекречены. В витрине с фарфором из Севра старая знакомая — широкая, белоснежная, с золотом и нежной росписью… Чаша? Ваза? Прежде экспонат из севрского мягкого фарфора был атрибутирован как кашпо. Материал, кстати, назван мягким не по отсутствию твёрдости в изделии, а по первоначальной консистенции и составу фарфоровой массы. Сегодня наши музейщики выяснили, что это вовсе не «декорация» для цветочных горшков. Заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Музея изобразительных искусств Людмила Будрина объяснила назначение экзотического для сегодняшней фарфоровой сервировки предмета — подставка для рюмок. В сосуде с чистой водой рюмочки содержались в кристальной готовности к подаче хоть на королевский стол, хоть для маркизы.

А эта ваза из Вены пленяет сочетанием цветов. Фото: Екатерина ТИТОВА.
Изящные севрские чашки с историческими портретами выдающихся особ Франции как раз того самого цвета роз Версаля, который так любила легендарная маркиза де Помпадур. Голубой цвет севрского фарфора — тоже особенный. Людмила Будрина назвала его по-французски: bleu ce`leste, то есть — голубой небесный. И подвела нас к витрине другой страны, где стоит ваза, пленяющая иным сочетанием цветов. Для фарфора из Вены характерны пурпур и золото, а эта венская ваза с золочением — тёмно-красная, с деталями глубокого зелёного, салатового, лимонно-жёлтого…

Людмила Будрина рассказала, что нынешняя фарфоровая экспозиция отличается от предшественниц постоянством и системностью. Она представляет экспонаты в хронологической системе, по мере возникновения и развития европейских фарфоровых мануфактур. Из Мейсена через Вену, Севр, Париж и Лондон — снова в Германию. Из XVIII века — в начало прошлого столетия.

Самый ранний по времени создания предмет экспозиции представила научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства Яна КОНОВАЛОВА. Большая ваза с изображением галантных сцен в белых «островках» на кобальтовых боках. Это премьерный выход вазы из мастерских от реставратора Ольги ТУБЕРОЗОВОЙ, где восстанавливали и целостность её формы, и яркость цвета. Ваза поступила в собрание музея в 1936 году из Краеведческого музея, хранителя коллекций Уральского общества любителей естествознания. Эта красота создана на родине западноевропейского фарфора в 1720—30-е годы. В отличие от средневековых коллег, искавших философский камень, саксонский алхимик Иоганн Фридрих БЁТГЕР сумел раскрыть секрет белоснежного материала, впервые полученного в Китае примерно в VI веке из каолина. Его открытие и положило начало западноевропейскому фарфору, позволило, в свою очередь, открыть первую фарфоровую мануфактуру около Дрездена, в городе, название которого сейчас впрямую ассоциируется с великолепными фарфоровыми изделиями, — Мейсен. 17 октября в музее начнёт работу «фарфоровый» лекторий — именно с Мейсенской мануфактуры.


В витрине с позднейшими экспонатами выставки — фарфор из Польши рубежа XIX—ХХ веков. Цветущие ирисы, характерные для стиля модерн, украшают чайную пару, а соусник на специальной тарелочке расписан полевыми «польскими» цветочками. Соусник подарил музею летом известный екатеринбургский художник-керамист Александр КОТЫШОВ. А вместе с даром пришла и новая загадка: скольких владельцев сменил экспонат, почему именно эта роспись на фарфоре, как он путешествовал по странам и временам...

erid: erid: