Пришелец из Галантного века » новости Екатеринбурга и УрФО

Пришелец из Галантного века

15-10-2013, 08:00
Пришелец из Галантного века
Фото:

Изделия финна Юкки ОЛЛИКИ, одного из лучших современных клавесинных мастеров, знают во многих странах мира. На счету мастера несколько клавикордов и 58 клавесинов. Около 40 из них скопированы с инструмента, изготовленного в 1730 году французским мастером из семьи БЛАНШЕ, известной династии создателей клавесинов. Правда, инструменты работы Оллики нельзя назвать абсолютно идентичными — у каждого есть свои индивидуальные отличия, свои особенности.

Один из таких скопированно-уникальных клавесинов имеется теперь и в Екатеринбурге. Юкка Оллика рассказал, что выбрал для его создания те же материалы, которые применяли в своё время мастера из фамилии Бланше, использовал 9 разных сортов дерева. У клавесина две клавиатуры и три регистра. Внутренняя сторона его откидной крышки украшена росписью в духе Галантного века — копией созданной в 1779 году картины на сюжет оперы «Ринальдо». Услышать дивный инструмент смогут посетители Свердловской государственной академической филармонии (ул. Карла Либкнехта, 38а).

— О клавесине мы мечтали очень давно, — говорит первый заместитель директора Свердловской филармонии Рустем ХАСАНОВ. — Этот инструмент позволит нам расширить репертуар. Существует множество произведений, написанных специально для клавесина, которые при исполнении на фортепиано теряют своё полнозвучие. Приобретение этого инструмента открывает для нас новое направление камерной барочной музыки — без клавесина это было невозможно.

Носитель ни с чем не сравнимого «хрустального» звука, пришелец из Галантного века, клавесин появился в нашей филармонии не случайно. По словам Хасанова, инициатива приобрести его исходила от органиста Свердловской филармонии Тараса БАГИНЦА, а стимул к реализации этой идеи дал II Международный музыкальный фестиваль «Евразия», в программе которого значилось выступление Амстердамского барочного оркестра под руководством его создателя, знаменитого клавесиниста, органиста и дирижёра Тона КООПМАНА. Клавесин был заказан к этому концерту, причём сам Коопман и порекомендовал обратиться к мастеру Оллике и выступил экспертом в выборе конструкции инструмента.

За клавесином — Тон КООПМАН. Фото: Екатерина ТИТОВА.

Вчера днём клавесин продемонстрировали журналистам. Тон Коопман  сел за клавиши, сыграл небольшую темпераментную пьесу и рассыпался в восхищениях: «Какая динамика, какой звук!». А вчерашним вечером клавесин уже звучал на выступлении Амстердамского барочного оркестра. В сольной же программе его впервые можно будет услышать 10 ноября во время концерта выдающегося российского музыковеда и клавесиниста Александра МАЙКАПАРА.

— Клавесин открывает перед нами большие перспективы, — делится Тарас Багинец. — Есть огромное количество музыкальной литературы, не известной нашей публике по той причине, что эту музыку не на чем было исполнять. Теперь мы можем заполнить этот пробел. Правда, мы пока не определились, где будет обитать наш новый инструмент: в камерном зале, где акустика лучше приспособлена под его звучание, или в большом, где насладиться его звуками смогут сразу много людей. А потом, когда новый старинный инструмент приживётся у нас, полюбится слушателям, ему будет дано собственное имя. Для этого будет объявлен специальный конкурс.

Инструмент работы Юкки Оллики стал первым клавесином в Уральском регионе. В Свердловской филармонии надеются, что его приобретение положит начало появлению в нашем городе и других голосов минувших эпох — барочной скрипки, лютни, виолы да гамба.

erid: erid: