Золотой фрагмент творчества » новости Екатеринбурга и УрФО

Золотой фрагмент творчества

24-10-2013, 08:00
Золотой фрагмент творчества
Фото:

«Золото», «Злато», «Алтын» — названия одного и того же произведения Дмитрия МАМИНА-СИБИРЯКА на разных языках: на русском, чешском, татарском… Книги выставлены в музейной витрине рядом с фотографиями, документами, предметами «из жизни золотодобытчиков». Дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка объединённого Музея писателей Урала (ул. Пушкина, 27) подготовил эту выставку к 120-летию выхода в свет романа «Золото» отдельным изданием и открыл экспозицию 22 октября.

Экскурсию для «ВЕ» провела в день открытия куратор выставки, научный сотрудник музея Светлана КУМАНЁВА, и вместе с ней мы перелистали «золотые» страницы. Этот роман — одна из вершин творчества уральского классика. Однако создан он уже после отъезда писателя вместе с женой, Марией Морицовной АБРАМОВОЙ, из Екатеринбурга в столичный Санкт-Петербург. Роман был написан очень быстро, за 7 месяцев — с сентября 1891 года по март 1892-го, но «добывал золото» Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк всю жизнь. Выставка озаглавлена названием другого, более раннего романа писателя «Дикое счастье», посвящённого той же «золотой» теме — губительной, разрушающей души и жизни людей власти золота.

 «Золото» — первое произведение Дмитрия Мамина-Сибиряка, написанное вне Екатеринбурга, в начале петербургского периода его творчества. Литературно-художественный журнал «Северный вестник» сразу же стал публиковать роман на своих страницах из номера в номер. Читатели с нетерпением ждали выхода в свет фрагмента за фрагментом. И немудрено, роман об участниках уральской «золотой лихорадки» отличается яркими характерами, интригующим сюжетом, почти детективными коллизиями. В музейной витрине выставки «Дикое счастье» один из тех старинных выпусков периодического издания за 1892 год раскрыт на странице, где уже идёт продолжение публикации. «Золото», глава VII, и посвящение: «Посвящается М-се»… Вместо буквы «е», по правилам орфографии конца XIX века, стоит «ять». Но нетрудно понять, что роман «посвящается Марусе». Жена Дмитрия Наркисовича умерла вскоре после окончания писателем романа «Золото». В том же 1892-м трагически закончился роман жизни писателя и актрисы. Та самая «Маруся» — Мария Морицовна скончалась при родах дочери, для которой Мамин-Сибиряк сочинял потом «Алёнушкины сказки».

Роман «Золото» в антураже денежных купюр и старинных весов для золотого песка. Фото: Екатерина ТИТОВА.

Конечно, Дмитрий Наркисович не мог предвидеть кончину любимой жены, но в романе «Золото» одна из героинь, Окся, рожая, тоже умирает… Роман, отдельное издание которого вышло в Санкт-Петербурге 120 лет назад, полон драматических событий и смертей. Ни в одном из других произведений Мамина не гибнет столько персонажей. Здесь тема страшной власти золота достигает кульминации и передана с необычайной силой. Мамин-Сибиряк часто вспоминал легенду о «золотой свинье» — самородке небывалого веса и формы, который искали упорные старатели. Даже не ветхозаветный символ «золотой телец» дал название желанному самородку, а именно «свинья». Наверное, не только по форме. До какой степени потери человеческого облика, страшных метаморфоз и падения в бездну предательства, подлости, убийств может довести одержимость «кумиром златым», каким «диким счастьем» оборачивается удача золотой находки, и повествует роман «Золото».

Жизнь золотодобытчиков писатель, уроженец Висима, знал с детства. Его отец Наркис Матвеевич МАМИН, член Уральского общества любителей естествознания, исследовал жизнь старателей и подготовил доклад «О нравственности». Здесь он в иной форме, чем его сын в художественной прозе, — документальной, фактографической — исследовал ту же тему.

Экспонаты для «Дикого счастья» предоставили фонды объединённого Музея писателей Урала (ОМПУ) и фонд редких книг музейной библиотеки. Предметный ряд экспозиции, который оформил художник Юрий ЕЛЬЕШОВ, включает издания «Золота» разных лет, крошечные весы для золотого песка, канцелярские принадлежности, которыми пользовались в ту пору управленцы золотых приисков, уникальный оригинал книги ведомостей, где вёлся учёт золотодобычи и золотодобытчиков. Красные ягодки уральской рябины (сегодняшней) рядом с экспонатами — словно кровь, пролитая людьми, которых Мамин-Сибиряк называл «про́кленными», — за золото…

Кстати

Небольшая выставка «Дикое счастье» развёрнута на фоне масштабной экспозиции Музея Д. Н. Мамина-Сибиряка «Французский Мамин. Русский Золя», о которой «ВЕ» рассказал ещё в апреле. Здесь, среди экспонатов, заведующая музеем Надежда КРЯКУНОВА и показала нам старинную фотографию, дополняющую музейный рассказ о золотом фрагменте творчества писателя: старатели на Висимском прииске. Снимок рядом с ещё одной «золотой» маминской рукописью: «Золотуха».

erid: erid: