«VV» — монограмма победителя

«VV» — монограмма победителя

На многолюдном вернисаже 1 ноября звучали искренние поздравления и благоухали юбилейные букеты. Заслуженного художника России, действительного члена Академии художеств РФ, Почётного гражданина Екатеринбурга Виталия ВОЛОВИЧА поздравили заместитель главы администрации города Михаил МАТВЕЕВ, председатель Свердловского регионального отделения Союза художников РФ Сергей АЙНУТДИНОВ, директор Музея изобразительных искусств Никита КОРЫТИН…

Юбилейная дата не была единственным и основным поводом для персональной выставки знаменитого художника в Музее изобразительных искусств (ул. Вайнера,11). Своё 85-летие Виталий Михайлович Волович отметил по традиции вдалеке от широкой публики, за городом, в кругу близких друзей-художников ещё 3 августа 2013 года. А нынешняя экспозиция вместила помимо «краткой» ретроспективы из 50 работ на подступах к самому большому музейному залу огромную работу, проделанную художником за последние два-три года. Многие листы датированы 2013 годом. У них, незнакомых, и замирали надолго зрители. Здесь простая подпись: «В. Волович». Но есть и другой символ, созданный его латинскими инициалами — как дважды Victory, то есть «виктория», то есть — победа.

Виталий ВОЛОВИЧ на вернисаже своей «персоналки». Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Здесь «всего» 200 произведений из мастерской художника. И это далеко не всё сделанное. Для ещё почти полутора сотен рисунков и офортов в экспозиции не хватило места. Вот этот непрерывный труд большого Мастера в его мастерской и стал главным поводом для юбилейной персональной выставки Виталия Воловича.

Две серебряные латинские буквы «V» в центре чёрного переплёта альбома «100 иллюстраций классической европейской литературы», расположенного в одной из витрин с книгами, — не дважды повторенная римская цифра. Это инициалы художника. Те, кому посчастливилось получить автограф художника, стали обладателями его автошаржа прямо на белых страницах внутренней стороны книжной обложки «Мастерской», «Цирка», «Отелло», «Ричарда Третьего» или, может быть, «Малахитовой шкатулки»… Две «V» появились на публике лишь однажды и не автором придуманы. Их вынес на обложку другой художник — Виктор РЕУТОВ, постоянно работающий над макетами книг своего коллеги и друга. Как символ, другом увековеченный знак победителя: победителя в профессии и победителя возраста.

«Шут казнит Смерть». Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Латинскую монограмму вполне можно и не заметить среди невероятного богатства экспозиции. Здесь идёшь от листа к листу, не отрывая взгляда, замираешь, вздыхаешь потрясённо, встречаешь старых знакомых и следишь за их развитием в новых офортах, рисунках, шелкографиях… Из года в год дополняются, растут серии «Женщины и монстры», «Средневековые мистерии», «Гротески», «Цирк», «Мастерская»… А вот и новый «Корабль дураков» — сравните с прежним и увидите, что здесь уже нет цепляющегося за борт того человека с высоким лбом и внушительным носом, не расстающегося с мотыльком. Круги по воде, только мотылёк порхает, машет овальными крылышками. Вот новая «шутовская серия» — житие бедного Йорика, наверное, того самого о котором скорбел Гамлет, принц Датский. От дурашливого веселья под визгливую дудку, от правды, которую шут преподносит королю как фривольную сказку или грубый анекдот, до позорного бичевания, до последнего сражения со смертью, отвратительной костлявой бабой, которая шуток не понимает…

Конечно, на этом мощном фоне к витринам с книгами подойдёт не каждый, тем более что почти у всех, кто пришёл на вернисаж 1 ноября, есть хоть одна книга с иллюстрациями героя дня. Тем более Виталий Волович не считает выставку «итоговой». Он ведь работает не останавливаясь. Кто-то из журналистов перед вернисажем задал дежурный вопрос, в котором прозвучало удивление молодости перед неустанным тружеником в столь солидном возрасте: «Вы будете над чем-нибудь ещё работать?..» Виталий Михайлович выдержал секундную паузу и ответил: «Если удастся, я буду работать».

Этот клоун живёт в серии «Цирк» уже больше 30 лет… Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

А сегодня мы снова видим вдохновенные и глубокие его «беседы» с Эсхилом, Брехтом и Шекспиром. И, кажется, это для него — впрок — века и годы назад были созданы «Орестея», «Отелло», «Страх и отчаяние Третьей империи»… Чтобы он, именно он, родился, стал художником и перевёл великую литературу на язык великой графики. Даже «Исландские саги» и «Слово о полку Игореве» дожидались его — и дождались. На днях выйдет из печати (в Чехии, и прибудет в Екатеринбург) большая книга «Женщины и монстры». И плывёт к нам «Корабль дураков». Кто об этом странном ковчеге только не сочинял легенд и романов. Кто только не воплощал его в живописи и рисунках. Не соперничая с Иеронимом БОСХОМ, художник «VV» сейчас заканчивает книгу «Корабль дураков» с классическими текстами и своими иллюстрациями. У него собственное «кораблестроение». Свой спектакль судьбы на бумаге или на офортной доске, где он сам — исполнитель и режиссёр, воин и победитель. Как всегда и, надеюсь, ещё долго-долго.