Фильмы остаются людям

Фильмы остаются людям

В Доме кино (ул. Луначарского, 137) прошёл вечер памяти кинорежиссёра, народного артиста РСФСР, Почетного гражданина Свердловской области, лауреата Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых Ярополка ЛАПШИНА (1920—2011).

Ярополка Леонидовича Лапшина не стало 2 года назад 26 октября 2011года. И вот теперь на Широкореченском кладбище открыт памятник выдающемуся кинематографисту. Он и здесь, в последнем пристанище, рядом с верным другом, женой, коллегой прекрасным киноредактором Ларисой Николаевной КОЗЛОВОЙ (1926—2011)... На вечере памяти в годовщину смерти в Доме кино о Ярополке Лапшине тепло вспоминали его соратники и друзья: киновед Екатерина ЛЕСНИКОВА, кинооператор Рудольф МЕЩЕРЯГИН, звукорежиссёр Маргарита ТОМИЛОВА. Были показаны документальные фильмы о режиссёре — «Мастер» (Свердловская киностудия, 2000 г.) и «Продлись, продлись очарованье...» (Свердловское телевидение, 1995 г.).

Во втором томе «Истории ВГИКа» среди немногочисленных выпускников режиссёрского факультета 1944 года названо имя Лапшина. Он учился в мастерской знаменитого Льва КУЛЕШОВА и в тот военный ещё год с отличием окончил Институт кинематографии. А диплом ему подписал великий Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН. И в том же году поздней осенью Лапшин приехал в Свердловск, на киностудию, совсем еще юную. Ведь ей было всего год с небольшим.

Студия представляла яркий контраст с суровым тыловым обликом города. В ней шли завершающие съёмки фильма «Сильва», звучали светлые, жизнерадостные мелодии Имре КАЛЬМАНА. Это было как предчувствие Победы. Молодой режиссёр сразу окунулся в кипучую творческую работу. И на 60 с лишним лет связал свою судьбу со Свердловской киностудией.

Он поставил здесь 16 художественных фильмов. Это немало. Но дело, конечно, не в количестве. А в том отклике, который получили эти фильмы от зрителей. «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Демидовы», «Продлись, продлись, очарованье...», «Перед рассветом»... Лапшин обращался к русской классике и ставил фильмы по произведениям современных авторов — «Пора таёжного подснежника», «Игра без правил», «Железное поле». Сотрудничал с талантливыми киносценаристами Юлием ДУНСКИМ и Валерием ФРИДОМ, Эдуардом ВОЛОДАРСКИМ и другими.

Выдающиеся мастера сцены и киноэкрана снимались в фильмах режиссёра: Константин СОРОКИН, Михаил КУЗНЕЦОВ, Всеволод ЯКУТ, Людмила ЧУРСИНА, Олег ЕФРЕМОВ, Ия САВВИНА, Борис АНДРЕЕВ... Список можно продолжить. Так в чём же заключается творческое кредо кинорежиссёра Я. Л. Лапшина? Мне кажется, творческое кредо Ярополка Лапшина в своё время точно сформулировал кинодраматург Геннадий БОКАРЕВ: «...Он, должно быть, считал и считает, что художественный, подлинно зрительский фильм крепко стоит на ногах, если у него их две: актёр и слово. Ещё крепче, когда есть хороший актёр и хорошая литература. И если их обвенчает хороший режиссёр, понимающий толк как в том, так и в другом, то зрителю будет на что посмотреть и что послушать... От того-то все его фильмы отличает вдумчивая, скрупулёзная работа с актёром и со сценаристом...» По сценариям Бокарева (его уже, увы, тоже нет с нами) режиссёр поставил три фильма: «Перед рассветом», «На полпути в Париж», «Сель».

Ярополку Леонидовичу Лапшину были близки традиции русского реалистического искусства, русского драматического театра. Он верно и преданно исповедовал их в своём кинематографическом творчестве: внимание к человеку, уважение и любовь к нему, боль за него, утверждение гуманистических идеалов. А потому фильмы этого мастера остаются с нами и по-прежнему волнуют зрителей.