Объекты с эффектом улыбки

Объекты с эффектом улыбки

Театр балета «Щелкунчик» (ул. 8 Марта, 104) готовится к своему 25-летнему юбилею, который отметит 17 ноября, а сейчас театр принимает у себя необычных гастролёров. И «гастроли» этих весёлых кошек, жирафов, ежей, собак, драконов, лошадок и другой живописной живности будут продолжаться здесь целый месяц. Не на сцене, а на стенах фойе. И они ничуть не помешают спектаклям «Щелкунчика». Потому что не лают и не мяукают, потому что все они — артефакты или объекты, как называет их автор — художница Ольга СИРРУШ.

Её персональная выставка только что открылась в театральном пространстве «Щелкунчика», и надо сказать, что всем этим нескучным созданиям детский театр очень «к лицу». Они полны своей особенной театральности, как, например этот царственный «Дракон Ра». Они неподвижны и молчаливы, но артистичны. Они способны удивить и обрадовать своей органичной наивностью, детской непосредственностью. И зрители, пришедшие на театральный спектакль, глядя на этих неожиданных «гостей», уже улыбаются. Почему же срабатывает этот неизменный «эффект улыбки» у работ Ольги Сирруш?..

Дракошка. Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.
Любой из объектов, созданных Ольгой Сирруш, отличается индивидуальным обликом. Представители этой живописной живности, экспонирующиеся на выставке в «Щелкунчике», напоминают мне большие русские печатные пряники, которые пряничных дел мастера разукрашивали цветной глазурью и съедобными золотыми «жемчугами». Такую красоту и есть-то жалко, зато праздник с ней становится незабываемым. Работы Ольги Сирруш обладают тем же свойством.

— Оптимизм в наши времена — штука довольно редкая, — улыбается сама художница, знакомя «ВЕ» со своими «улыбчивыми» созданиями. — Это как-то неестественно. Мне кажется, способность быть счастливым, радостным заложена в самой природе человека. Посмотрите на детей. Как они умеют смеяться, как всему удивляются, как безоглядно любят своих кукол и мишек, как они поют, танцуют, рисуют. Пабло ПИКАССО говорил, что он сначала десять лет учился рисовать, как взрослый, а потом потратил ещё пятьдесят, чтобы научиться рисовать, как ребенок…

Прогулка по облакам. Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

— Когда я работаю над своими объектами, — продолжает Ольга, — тоже пытаюсь смотреть на мир глазами ребёнка. Дети совершенно по-другому видят цвета. Для них красный более красен, чем для любого взрослого, а жёлтый похож и на солнце, и на одуванчик, и на яичный желток. Когда ребёнок видит кошку и восхищённо кричит «Кися-я-я!!!», это для него действительно событие величайшей важности. Поэтому, когда делаю моих котов (или овечек, или хоть кого), стараюсь, чтобы и для меня это стало событием. Наверное, по этой причине они у меня получаются разными. Каждый со своим характером, привычками, походкой, каждый своего нарядного цвета.


Улыбающимся зрителям бывает нелегко оторваться от созерцания (трогать-то нельзя, ах, какая жалость!) объектов Ольги Сирруш. Её игрушки, которые одновременно и картины, и скульптуры, вызывают непреодолимое желание немедленно начать в них играть. Как-то моментально забываешь, что это весьма сложные и трудоёмкие в исполнении артефакты, созданные из дерева, керамики и акрила по собственной «сиррушевской» технологии, которую художница хранит в секрете. Но подобные тонкости технологии интересны разве что знатокам. А мы просто любуемся на котёнка по кличке Другаш, на жирафа Мейсона, на ангелочка Валерию… И с улыбкой ловим себя на забытом детском желании: «Может быть, нам разрешат с ними поиграть?..»