Театр без труппы, но с худруком

Театр без труппы, но с худруком

Единственный в своём роде Государственный Театр Наций (Москва) вновь на гастролях в Екатеринбурге. Уже показаны два спектакля — «Киллер Джо», «Figaro. События одного дня». 8 ноября — третий. На сцене академического Театра драмы (Октябрьская площадь, 2) — «Калигула». Исполнитель роли Калигулы, народный артист России Евгений МИРОНОВ на пресс-конференции 6 ноября предстал в другой своей главной роли в Театре Наций — как его художественный руководитель. А разговор начал не о театре:

— Бывал в Екатеринбурге много раз — с Театром-студией Олега ТАБАКОВА, с международными театральными проектами — постановками «Борис Годунов», «Гамлет». Снимался на Свердловской киностудии. И очень люблю сюда возвращаться. Театр Наций, в котором работаю худруком с 2006 года, тоже не впервые здесь. Нам очень нравятся екатеринбургские зрители. По приглашению арт-холдинга «Ангажемент» мы привозили два года назад «Рассказы Шукшина», «Письма к Фелиции» и «Шведскую спичку». «Figaro» побывал у вас ещё раньше — в 2007 году. Спектакль «Калигула» мы уже показывали в Италии, в Тиволи, в античном атриуме Виллы Адриана, а в прошлом году — неподалёку от Венеции, в театре Олимпико, сохранившемся с древних времён. И вот «из античности» он прибыл в Екатеринбург…

Калигулу в одноимённом спектакле Театра Наций охарактеризовали в прессе «героем с взглядом князя Мышкина». За роль Калигулы Евгений Миронов получил Национальную театральную премию «Золотая Маска»-2012. На пресс-конференции об этом и не вспомнил. А рассказал, как интересно было работать артистам возглавляемого им Театра Наций и ему самому над этим спектаклем с режиссёром Эймунтасом НЯКРОШЮСОМ:

— На первых репетициях, которые режиссёр проводил в Вильнюсе, сразу обнажилась разница между нашими театральными школами. Някрошюс не делает привычный разбор роли. Он говорит: «Чёрт его знает, как это играть… Ну-ка, подпрыгни, как паук. А ты — пантера…» И вот народные и заслуженные артисты подпрыгивают, крадутся, как дикая кошка, сначала недоумевая, а потом понимая, что пластика роли выбрана точно и подсказывает актёрскому организму, как жить в роли дальше. Някрошюс не проводит никаких ассоциаций с сегодняшней политикой, он поставил спектакль о вещах куда более важных для человека. Он не объясняет нам, что и как, ему нужно просто верить, и я бы хотел с этим режиссёром работать ещё и ещё. Калигула в нашем спектакле — это тонко чувствующий, поэтичный человек, который захотел изменить мир, но этого не достичь, не меняясь самому. Он — романтик, как и Фигаро…

В пресс-конференции 6 ноября вместе с художественным руководителем участвовали все те артисты, что вечером выходили на сцену в спектакле «Figaro. События одного дня»: Анна УКОЛОВА и Ольга ЛАПШИНА, Авангард ЛЕОНТЬЕВ и Александр НОВИН, Елена НИКОЛАЕВА, Елена МОРОЗОВА, Виталий ХАЕВ. «Знакомые всё лица», они говорили в основном о том, какой у них замечательный худрук. И видно было, и слышно, что абсолютно искренне и бескорыстно им хотелось поделиться с нами своей профессиональной радостью работы с Мироновым в Театре Наций. В конце концов, Евгений Миронов, по праву худрука, сказал, смеясь, что «творческая встреча артиста М.» завершается: «Юбилей у меня ещё только через три года», и продолжил встречу рассказом собственно о Театре Наций.

— Такого нет нигде в мире. Антрепризы — везде. Сбор артистов на проект в постановку какого-нибудь режиссёра — практика западного театра: играют спектакль в течение какого-то времени, и всё. А Театр Наций — совершенно уникальная организация. У нас нет постоянной актёрской труппы, нет штатного режиссёра, но при этом мы — репертуарный театр. Не коммерческий, не театр-развлечение, а, выражаюсь по-старинному, — театр-кафедра. Да, государственный театр с государственной поддержкой. Взяв на себя руководство театром, ответственность за него, я вынужден общаться с представителями власти — без этого развитие дела театра невозможно. Наши спектакли в афише идут не по одному сезону. Артисты считают за счастье играть в них. Работали и работают с нами такие режиссёры, как Римас ТУМИНАС, Андрей МОГУЧИЙ, Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, уже названный Эймунтас Някрошюс и многие другие. Сейчас вышла премьера «Укрощение строптивой» Романа ФЕОДОРИ. Канадский режиссёр с мировым именем Робер ЛЕПАЖ ставит у нас «Гамлет/Коллаж»…


Гамлетом будет Евгений Миронов. И вообще всеми персонажами шекспировской пьесы. Впрямую он этого не сообщал, лишь процитировал по ходу рассказа строчки, где Гамлет объясняет, что же такое театр и актёры в нём: «Они — обзор и краткие летописи века…»