Голоса «великого немого»: Ханжонков и КО

Голоса «великого немого»: Ханжонков и КО

Эту дату кинематографисты и зрители Екатеринбурга отметили в Доме кино (ул. Луначарского, 137). Российское кино ведёт отсчёт своей биографии и возраста с 15 октября 1908 года. В этот день 105 лет назад на экраны вышел первый русский игровой фильм «Стенька Разин, или Понизовая вольница».

Кинопрограмма, посвящённая знаменательной дате и показанная 30 октября в Доме кино, рассказывала о выдающемся русском предпринимателе, основателе российского кинопроизводства Александре ХАНЖОНКОВЕ (1877—1945) и его соратниках. Зрители увидели коротенький (всего 8 минут!) игровой фильм «Русская свадьба XVI столетия» (автор сценария и режиссёр Василий ГОНЧАРОВ). Кстати, этот фильм — юбиляр. Он поставлен в киноателье Ханжонкова в 1908 году, и ему тоже 105 лет. Картина представляет собой игровую иллюстрацию к русскому свадебному обряду XVI столетия.

Документальный видеофильм «Голоса немого кино» (автор сценария и режиссёр Юлия КИСЕЛЁВА) — наш современник, создан в 2012 году. И в нём рассказ об Александре Алексеевиче Ханжонкове и его второй жене Вере Дмитриевне ПОПОВОЙ-ХАНЖОНКОВОЙ (1892—1974). У первого русского кинематографиста интереснейшая биография. В 1896 году Ханжонков, окончив юнкерское училище в чине подхорунжего, был принят в один из лучших донских казачьих полков, расквартированных в Москве. В 20 лет произведён в офицеры. Александр Ханжонков вспоминал, что впервые посетив кинематограф, «вышел на улицу опьянённый». Влюбился в кинематограф всерьёз и навсегда. В 1905 году он увольняется из армии и всё выходное пособие в размере 5 000 рублей вкладывает в новый вид искусства. В 1907 году он начинает собственное кинопроизводство. А Верочка Попова, тогда ещё совсем молоденькая, вдумчиво и старательно работает монтажницей в киноателье Ханжонкова. Она становится свидетельницей рождения русского кино…

Велики заслуги Ханжонкова перед кинематографом. Во многом был первым. Вместе с Василием Гончаровым он создал первый русский полнометражный игровой фильм «Оборона Севастополя» (1911). В своей кинофирме он организовал литературный отдел, где шла подготовка сценариев, и научный отдел для съёмок документальных и научно-популярных лент. Акционерное общество «А. Ханжонков и К°» занималось и прокатом фильмов. Прокатные отделения были развёрнуты в Москве, Петербурге, Харькове, Саратове и в нашем Екатеринбурге. Ханжонков «открыл» для экрана Владислава СТАРЕВИЧА, зачинателя объёмной мультипликации. В его кинофирме дебютировали Вера ХОЛОДНАЯ и Иван МОЗЖУХИН. Он сотрудничал с такими режиссёрами, как Петр ЧАРДЫНИН, Евгений БАУЭР, Лев КУЛЕШОВ. Александр Ханжонков был первым отечественным кинопродюсером — настоящим: с чувством нового, практичным, с эстетическим вкусом.

Александр Алексеевич Ханжонков умер в Ялте 26 сентября 1945 года. В 2011 году в одном из самых людных мест Ялты увековечена в бронзе память об Александре Ханжонкове — открыта скульптурная композиция, посвящённая основателю ялтинской «фабрики грёз», выдающемуся русскому кинематографисту.