Дом, который построил Бабыкин? » новости Екатеринбурга и УрФО

Дом, который построил Бабыкин?

27-10-2015, 08:00
Дом, который построил Бабыкин?
Фото:

Ни одна конференция не обходится без открытий. Не стала исключением и международная научная конференция «Современные тенденции развития городских систем», прошедшая в Музее архитектуры и дизайна (ул. Горького, 4а) 22 и 23 октября. Участникам был представлен снимок дома, построенного, как утверждает доцент кафедры теории архитектуры и профессиональных коммуникаций УралГАХА Александр БУРЦЕВ, основателем уральской архитектурной школы Константином БАБЫКИНЫМ. Но связь с громким именем — не единственная причина, делающая это строение достойным занесения в реестр памятников…

Александр Геннадьевич и обнаружил неизвестное до сего дня творение мастера, располагающееся по адресу: ул. Декабристов, 42а.

— Мы исследовали постройки кооператива «Опытстрой», которые находились через дорогу, и, разбирая архивные документы 1932 года, увидели указание на то, что дом под номером 42а тоже принадлежал кооперативу. Однако доподлинно известно, что кооператив его не строил. Да и по виду здание отличается от кооперативных домов, — рассказывает Александр Бурцев. — Потом в архиве нашёлся проект строения, подпись под которым идентична подписям, оставленным Бабыкиным под другими проектами.

Константин Трофимович Бабыкин — фигура для столицы Урала знаковая. Он не только стал инициатором открытия при УГТУ-УПИ (нынешнего УрФУ) архитектурной кафедры, преобразованной 25 лет спустя в самостоятельный вуз — современную УралГАХА, но и приложил руку к проектированию и строительству зданий, считающихся «символами» нашего города: Театра оперы и балета (в те годы — Нового городского театра), Свердловской государственной филармонии (строившейся как Деловой клуб), комплекса зданий УПИ на ул. Мира и т. д. Сегодня макеты этих и других объектов можно увидеть на выставке «Константин Трофимович Бабыкин: инженер, архитектор, учитель», открывшейся в Музее архитектуры и дизайна 7 октября.

Собственно, и научная конференция была приурочена к 135-летию со дня рождения нашего великого земляка. Так что находка пришлась ко времени.

— Оказалось, Константин Бабыкин строил в 20-е годы XX века не только общественные здания, но и особняки, что для эпохи НЭП в нашем городе, скажем так, нехарактерно. В Свердловске (да и во всей стране) процветало тогда строительство небольших (на одну-две семьи) домишек, кооперативных домов не несколько квартир да так называемых нахаловок

(самовольно возведённых строений. — Прим. авт.),

Кандидат архитектуры Александр БУРЦЕВ, сделавший находку. Фото: Надежда БАЯНДИНА.
Макет с выставки: Константин БАБЫКИН приложил руку сразу к нескольким знаковым зданиям города. Среди них — Театр оперы и балета. Фото: Надежда БАЯНДИНА.


— продолжает Александр Геннадьевич. — Жилищный вопрос стоял очень остро. А тут — дом жилой площадью 276 «квадратов», предназначенный для одной семьи с домработницей.

Проект особняка, предусматривающий в том числе комнату для прислуги (!), архитектору заказал доктор СЕРЕБРОВСКИЙ.

— Выбор места жительства был не случаен, — считает преподаватель УралГАХА. — К тому времени в этом районе города располагалось довольно много медицинских учреждений, существующих здесь и поныне. Медиками были и некоторые пайщики «Опытстроя». Сам Серебровский был отоларингологом, а его жена — акушером-гинекологом.

Однако «барствовали» Серебровские недолго.

— На момент переписи 1932 года дом принадлежал кооперативу «Опытстрой», и в нём помимо четы Серебровских обитали ещё 20 человек. На каждого приходилось по 7,27 кв. метра жилой площади. Очевидно, что передать в кооперативную собственность дом, выстроенный на личные сбережения, Серебровского вынудила изменившаяся жилищная политика СССР, — отмечает Александр Бурцев.

Ещё одна изюминка творения уральского архитектора — его стилистика. По словам докладчика, особняк построен в духе модерна, пусть и сильно упрощённого. Большинство малоэтажных домов того времени, возведённые хлынувшими в наш город переселенцами, — это простые здания, близкие к народной архитектуре, ибо новоиспечённые рабочие были, как правило, выходцами из крестьян. Сам факт постройки в этот период здания в стиле модерн — тоже своего рода открытие.

— Дом сочетает в себе вещи, ранее казавшиеся несочетаемыми. А значит, он заслуживает права на жизнь, — резюмирует Александр Геннадьевич. — Его можно разобрать по брёвнышку, заменить сгнившие венцы новыми, укрепить фундамент и собрать заново. Но существование уникального памятника не должно быть прекращено.

erid: erid: