Металл и камень, кинжал и орхидея » новости Екатеринбурга и УрФО

Металл и камень, кинжал и орхидея

26-01-2013, 08:00
Металл и камень, кинжал и орхидея
Фото:

Это очень «мужские» материалы: сталь, серебро, кварц, яшма… Экспонаты из них представляет Музей истории камнерезного и ювелирного искусства (пр. Ленина, 37) на новой выставке. Они созданы двумя художниками — Евгением ЕРЁМИНЫМ и Артёмом ШВЕЦОВЫМ.

В музейных витринах расположились их изделия — композиции-метафоры Ерёмина и клинковое оружие Швецова. «Острый» блеск кинжала и мягкое сияние орхидеи парадоксально и гармонично дополняют друг друга. И оба художника помимо объёмных результатов своих металлических и каменных творческих пристрастий представили иного масштаба изделия — ювелирные. «Оружейник» Артём предпочитает в своём творчестве готику, модерн, конструктивизм. Считает, что его подвески, браслеты, кольца могут носить представители обоих полов — и прекрасного, и сильного. Но каждое издели тем не менее предназначено для конкретного человека или для того, кто с ними «совпадёт». Потому и назван ювелирный цикл «Каждому своё». Артём сам носит кольца собственной работы — это «своё»…


«Каждому своё» — решил Артём ШВЕЦОВ, и носит он кольца собственной работы. Фото: Дарья ЗВЕДЕНИНОВА.

Заведующая отделом развития Музея истории камнерезного и ювелирного искусства Ирина ЗЯБЛИКОВА-ИСАКОВА, показывая «ВЕ» на вернисаже работы Евгения Ерёмина и Артёма Швецова, рассказала, что поначалу выставку хотели назвать «Дух шамана». Художественное литьё, которым занимаются оба автора выставки, связано огнём, а с ним, в свою очередь, древние легенды, особая магия творчества.


Ирина ЗЯБЛИКОВА-ИСАКОВА представляет новую музейную выставку. Фото: Дарья ЗВЕДЕНИНОВА.

«Дух шамана» — так именована и одна из композиций Евгения Ерёмина, помещённая на афишу выставки. Здесь дымчатый кварц стал вершиной горы, с которой готовится взлететь большая «золотая» птица, расправив мощные крылья. А может, это она уже в полёте над горным пейзажем, который светится, искрится в прозрачном «нутре» камня… Но всё-таки, по желанию художников, «дуэтную» выставку назвали иначе: «Две линии». И здесь, как и в каждом из экспонатов, заключена своя метафора. Почему «титульным» избран именно этот образ, «ВЕ» рассказали сами авторы…


Создатель орхидеи и «Духа шамана» Евгений ЕРЁМИН на вернисаже. Фото: Дарья ЗВЕДЕНИНОВА.

Клинковое оружие — линия творчества Артёма ШВЕЦОВА. Фото: Дарья ЗВЕДЕНИНОВА.

Художники Евгений Ерёмин и Артём Швецов уже несколько лет работают рядом, в одной мастерской, хотя разница в возрасте у них существенная. Ерёмин руководит мастерской художественного литья Екатеринбургского музейного центра народного творчества, преподаёт на кафедре индустриального дизайна Уральской Архитектурно-художественной академии. Швецов окончил эту академию по специальности «Художник по металлу и камню» и аспирантуру УрГАХа. Но каждый из них занят в искусстве своим делом — ведёт свою линию.

В витринах Артёма Швецова разместилось в основном авторское клинковое оружие. Дага, например, — кинжал для левой руки, изысканно украшенный, тонкий, длинный. Острый — очень подходящее здесь определение, и не только из-за бритвенной отточенности клинка. Читатели исторических «мальчишеских» книг и любители подобных же приключенческих фильмов знают, почему «для левой руки». Не принадлежала в детстве к их числу (всё больше сказки), и Артёму пришлось объяснять, что дагу держали в левой, потому что в правой была шпага. Вот неотразимый в истинно мужской красоте нож «Орёл». Хищная птица с гордым профилем крепко держит металлическими когтями рукоять из благородного дерева, а клинок отливает стальной синевой

Кажется, рассказывать о своём творческом направлении Артём мог бы часами — изучал, исследовал и продолжает исследование истории создания и создателей-художников холодного оружия. Убеждён, что эти изделия никому не придёт в голову использовать для нападения, они созданы для любования, для ощущения времени приключений, которое нами не прожито… Эти предметы не для реализации агрессии, а для удовлетворения эстетического чувства. Стили, которые Артём предпочитает, — готика, модерн, конструктивизм.

В витринах Евгения Ерёмина — птицы, рыбы, цветы из камня и металла, обнимающего, обвивающего любовно камень, маленькие картины в рамах. Ерёмин находит такие природные узоры на поверхности яшмы, что, кажется, и усилий никаких не надо: готовое «полотно» с японским пейзажем, уральским. Но это только кажется. Камень нужно найти, выбрать и, конечно, вручную с ним «поколдовать». Здесь опять витает «Дух шамана», который воплотился в кварцевой горе и той птице над горой. Кварц, похоже, в работах Ерёмина занимает особое место. И оставляет особое волшебное впечатление, созданное художником. Полированная поверхность, «глыбистая» и гладкая, не скрывает душу камня — в неё можно заглянуть, она затягивает мерцанием частиц, вкраплений, иным миром, хотя камень — вполне земной… И орхидея, сотворённая Ерёминым из камня, выглядит рождённой самим камнем-отцом, вышедшей на свет из его «плоти».

«Две линии» — это две линии творчества двух художников, исходящих из одной точки: занятия ювелирным искусством. С этой отправной точки и начинался рассказ о выставке.

erid: erid: