Екатеринбург новости

Валюта: EUR 71,96 USD 64,49
» » » » «А зато мы вам огромные дотации… нарисуем»

«А зато мы вам огромные дотации… нарисуем»

Областной премьер Денис ПАСЛЕР заслуживает похвалы, ибо есть за что. Со скандинавской решительностью (именно там высокопоставленные чиновники первыми урезали себе в кризис зарплату — это помнят многие) заявил во вторник после одобрения в Законодательном собрании области ряда имеющих отношение к бюджету законопроектов: «Есть такая статья расходов — содержание аппарата губернатора и правительства Свердловской области, она точно будет урезана на 10%».

Будем надеяться, что в целях ещё более глубокой экономии движение за минимизацию расходов по содержанию региональной власти возглавят непосредственно губернатор и председатель правительства с министрами — а иначе как стимулировать к урезанию запросов собственный аппарат?!

Однако шутки шутками, а в действительно запущенном благодаря одобрению региональными депутатами бюджетном процессе 2014 года явно просматриваются пока только сокращения муниципальных бюджетов. А именно: вводятся новые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований региона от налога на доходы физических лиц (НДФЛ), подлежащих зачислению в областной бюджет. Конкретно — это будут 3% от НДФЛ вместо нынешнего норматива в 7%. Данную «коррекцию» озвучила в Законодательном собрании министр финансов области Галина КУЛАЧЕНКО.

Сокращение, как видим, более чем в 2 раза, а вовсе не на 10% и тем более не на рекомендованный федеральными властями 5-процентный уровень урезания бюджетных трат на 2014 год (в связи со сложной экономической обстановкой).

Для бюджета Екатеринбурга это означает потерю в 1,7 млрд. рублей. Существенно, другого и не скажешь.

Объяснения региональной власти, что с понижением норматива отчислений по НДФЛ правительство области «укрепит экономику муниципалитетов» за счёт части отчислений от акцизов на нефтепродукты и полного зачисления доходов от аренды и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также субвенций из областного бюджета «на дошкольное образование», — выглядят лукавыми.

Хотя бы по той простой причине, что все эти предлагаемые «дополнительные статьи доходов» плохо просчитываются на этапе составления бюджета, и строить на их основе расходную часть бюджета практически нельзя. Сколько будет потрачено бензина в области, или какое количество покупателей-арендаторов найдётся на «ничейные» земли, заранее не может быть известно, да и сами эти статьи доходов невелики. К тому же роль муниципалитетов в их росте/падении минимальна — во всяком случае, она значительно меньше той, которую могут и должны играть местные власти в создании условий для работы всей экономики, с которой и собирается НДФЛ.

В Екатеринбурге, как известно, условия для предпринимательства практически идеальны, если оценивать их на фоне общей деловой атмосферы в России. Наш город — средоточие сотен брендов, тысяч компаний и организаций, предприятий большого и малого бизнеса. И соответственно, мы и по объёмам НДФЛ лидируем, формируя львиную долю областного бюджета и обеспечивая две трети всех налоговых отчислений региона в вышестоящие бюджеты.

Впрочем, вернёмся к потерям Екатеринбурга. Да, в релизе на сайте областного правительства за вторник записано, что «компенсация» будет якобы равна потерям города. «Екатеринбург: НДФЛ — минус 1,7 млрд. рублей, субвенция — плюс 1,7 млрд. рублей».

Но, во-первых, данная областная субвенция — как и любая иная субвенция, согласно Бюджетному кодексу РФ, — может быть потрачена только на определённые, указанные в её направлении, цели. В нашем случае — «на дошкольное образование». То есть, бюджет Екатеринбурга, лишаясь почти 2 млрд. рублей по НДФЛ, которые можно было бы распределить по самым животрепещущим муниципальным программам, теперь не будет иметь такой возможности — соответственно, придётся корректировать все (или значительную их часть) расходные статьи. В том числе и на образование с медициной — стройку детсадов, реконструкцию больниц и проч.

Во-вторых, ждать из вышестоящих бюджетов субвенций — это гадать на кофейной гуще, особенно когда экономическое море штормит: статья с расплывчатым назначением «дошкольное образование» едва ли будет отнесена к защищённым статьям регионального бюджета, а значит, при неясной экономической конъюнктуре вполне может случиться, что денег в казне не окажется — вот и нет субвенции. Либо придётся ждать обещанных денег как у моря погоды — к концу года. Но если они придут в конце года, то воспользоваться ими будет уже нереально: тратить эти бюджетные деньги следует не только на конкретную цель, но и в течение указанного бюджетного периода — иначе пропадут: по Бюджетному кодексу, они подлежат возврату туда, откуда пришли.

А в целом складывается впечатление, что областные власти, просчитав собственные возможности по реализации президентской задачи обеспечить к 2016 году всех желающих местами в детсадах, решили подкрепить их финансами от Екатеринбурга; откуда было тогда взяться мысли о субвенциях именно на эти цели, а не на другие программы? И не по той ли самой причине в правительственном релизе сделан акцент на том, что вместо потерь по НДФЛ в 3,3 млрд. рублей в связи с предлагаемыми новыми нормативами отчислений муниципалитетам области вкупе обещано субвенций на «дошкольное образование» на 8,7 млрд. рублей?

Похоже, вместо реальной оптимизации бюджетного процесса и повышения эффективности бюджетных направлений областные власти занялись простым аккумулированием финансов у себя — чтоб затыкать всевозможные дыры по обязательствам и в текущем финансировании отстающих и неумелых. Естественно, за счёт передовиков.

[xfgiven_images]
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.