Областной бюджет: по тупиковой дороге с бубенцами

Областной бюджет: по тупиковой дороге с бубенцами

Достаточно привести цифры за 9 месяцев этого года по отношению к тому же периоду предыдущего: 113% — индекс промышленного производства в Екатеринбурге и только 97% в целом по области; если же взять экономику области за минусом Екатеринбурга, то падение в пределах 5—6%.

А судя по озвученным вчера региональной властью раскладам областной казны на будущий год и предстоящее трёхлетие, бюджетная политика в некогда мощном субъекте Федерации — доноре Федерации — уже не стимулирует развитие. Позиция — лишь бы выжить. Только бы свести концы с концами.

Но даже это, похоже, не получается: ничто ни с чем не срастается и не сходится, а откровенно валится — при бросающейся в глаза слабой управляемости процессами со стороны тех, кто должен бы владеть ситуацией и влиять на неё.

И дело даже не в том, что «дыра» в бюджете будет нарастать (по сообщениям со вчерашнего заседания регионального правительства, дефицит к 2016 году составит порядка 27 млрд. рублей против ожидаемого в 2013 году дефицита в 20 млрд.), а в том, что заявленного «программного» построения бюджета, которое должно было обеспечивать развитие региона, не случилось: деньги по-прежнему будут попросту проедаться.

Можно сколь угодно говорить о «социальной направленности» бюджета, но когда большинство его трат пойдёт на обязательства по зарплате, расходы на содержание социальной сферы (чтобы худо-бедно поддерживать сегодняшнее её состояние), на субвенции в обеспечение государственных гарантий и проч., пользы от подобной направленности, когда на развитие — крохи, на пятак. При такой политике через год—два—три понадобятся уже совершенно другие деньги, чтобы поддерживать всё более хиреющую социальную сферу и повышать зарплаты — а при нынешнем положении областной экономики рассчитывать на дополнительные деньги на развитие не приходится.

Единственный город, который действительно кормит всю область — Екатеринбург. Однако именно Екатеринбург и пытаются раздеть до нитки, у него пытаются отобрать возможности для поддержания экономического роста — соответственно, в будущем может случиться так, что уже и Екатеринбург ничем областному бюджету не поможет.

Не могу не повторить уж очень показательный пример с тем, что у Екатеринбурга изымают из бюджета 1,7 млрд. рублей — по очевидно несостоятельному решению с понижением норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Город мог бы эти деньги инвестировать в инфраструктурные проекты, в подготовку инженерных сетей под строительство, на дороги — а это всё привлекло бы бизнес, который, в свою очередь, обеспечивает рабочие места, соответственно, это доходы федеральной, областной, муниципальной казны от отчислений с прибыли и по тому же НДФЛ.

Но коли придётся сворачивать программы, то и бизнес замрёт, и доходы казны уменьшатся. Екатеринбург сегодня — единственная, будем уж говорить прямо, привлекательная для инвестиций территория региона, потому что это не моногород тяжёлой индустрии, а современный мегаполис с диверсифицированной экономикой — и только очень недалёкие политики могут принимать решения о заклании дойной для бюджета коровы, которой, по сути, и является для области её столица.

Кстати, о «Столице» — программе для Екатеринбурга, столь разрекламированной областной властью. Мы говорили, что по 2013 году её уже усекли — из обещанных 3,9 млрд. рублей по результатам полугодия в городской бюджет поступило лишь… 86,9 млн. А теперь уже прозвучало, что областные власти снизили и стоимость программы, рассчитывавшейся на 5 лет, с 20 млрд. до 2,5 млрд. рублей. Екатеринбуржцам обещали, что будут из региона деньги на строительство дорог и развязок, средства на инженерные коммуникации, на благоустройство всего ландшафта столицы Урала — а теперь не только денег сверх не дали, но ещё и муниципальные деньги умыкаете — это как понять?

Ну не удовольствовались иные политики итогами прошедших выборов, однако народ-то тут причём? Или он виноват уж в том, что сделал свой свободный выбор?

Вообще-то, многое в региональной бюджетной политике трудно будет объяснять. Видимо, чтобы и не объяснять, проект бюджета области составляют кулуарно, в тиши кабинетов. Многие ли слышали, что сей документ внесён на рассмотрение?

Если бюджет Екатеринбурга на всех этапах проходит не только экспертную, общественную экспертизу — проходят публичные слушания, текст с цифрами публикуется в печати, — то с областным бюджетом таких телодвижений региональные власти избегают.

А гражданам полезно было бы узнать про любопытные прожекты, к которым областная казна явно будет иметь отношение. Так, недавно перешедшая в областную собственность недостроенная телебашня — она же содержится теперь за счёт региональной казны, и все процедуры, связанные с конкурсами на создание некоей рекреационной зоны вокруг неё и собственно её реконструкции, профинансирует областной бюджет — не так ли? Если так, то это обойдётся казне в 3 млрд. рублей — во всяком случае, именно такую цифру называл губернатор в одном из своих интервью.

И так ли уж необходимо в ближайший бюджетный период строительство, скажем, абсолютно тупиковой дороги к задуманному на южной окраине Екатеринбурга парку развлечений DreamWorks — до бубенцов ли сегодня, в пору стагнации? Может, Шрек, герои «Мадагаскара», динозавры и всякие там «летающие театры», американские горки и гигантские пинболы могут подождать до лучших времён?

Может, пора отойти от политических игр и заняться экономикой? Тогда и областной бюджет не будет валиться…